Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Учебник предназначен для продолжения изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения.
За счёт формирования у учащихся алгоритмического, логического и системного мышления, умений и навыков использования информационных технологий создаются условия для достижения ими метапредметных образовательных результатов, обеспечивается подготовка к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА.

Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Материал параграфов учебного пособия разделен на две колонки. Цвет фо­на поможет вам разобраться в назначении размещенной на нем информации:

—   основные материалы, обязательные для изучения;

—   примеры, иллюстрирующие основные материалы;

—   определения основных понятий;

— исторические сведения, информация об ученых, внесших вклад в развитие информатики, и другие интересные факты.

В учебном пособии используются следующие условные обозначения:

вопросы и задания для проверки знаний;

— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении кото­рых используется компьютер;

ПІ — раздел «Упражнения» содержит задания для выполнения в те­тради;

— раздел «Упражнения» содержит задания, при выполнении кото­рых может быть использована информация, размещенная на Национальном образовательном портале;

* — упражнение или пример для любознательных.

В учебном пособии размещено много иллюстративного материала. Экран­ные копии предназначены для ознакомления с интерфейсами программ, для указания расположения отдельных элементов. Подробно рассмотреть все структурные элементы окна используемой программы можно на экране компьютера.

Данное учебное пособие имеет электронное приложение, размещенное на Национальном образовательном портале.

Глава 1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ § 1. Организация сети Интернет

В наше время Интернет успел проч­но войти в жизнь почти каждого че­ловека. Он позволяет произвести рас­четы за покупки или коммунальные услуги, не выходя из дома, и др.

В некоторых странах, например в Германии, законодательно закреплено право человека на пользование Интер­нетом.

Интернет остался бы компьютерной сетью для специалистов, если бы не два значимых изобретения, ставших востребованными среди массового пользователя, — электронная почта и World Wide Web.

История WWW началась в 1989 г., когда Тимоти Джон Бернерс-Ли предложил систему гипертекста.

Т. Д. Бернерс-Ли разработал пер­вый веб-сервер, первый веб-браузер, протокол HTTP и концепцию WWW. Основные положения концепции:

•     возможность редактирования ин­формации так же важна, как и ее ис­пользование;

•     компьютеры могут быть использо­ваны для совместной работы;

•     принцип «паутины», а не иерар­хии;

•     ученые в IT-сфере несут не только техническую, но и моральную ответ­ственность.

1.1. Организация службы WWW. Понятие о веб-сервере

Интернет — всемирная система объединенных компьютерных сетей. Служба сети Интернет, представляю­щая собой всемирное информационное хранилище, называется World Wide Web (Всемирная паутина), сокращен­но — WWW. Объем содержащейся в этом хранилище информации на­столько велик, что его трудно оценить.

Всемирная паутина представляет собой: 1) информационные ресурсы, объединенные в единое целое; 2) ком­пьютерные ресурсы, размещенные по всему миру.

WWW имеет структуру, в которой информационные ресурсы связаны по­средством ссылок. Всемирная паутина позволяет передавать информацию в виде веб-страниц. Для просмотра со­держимого веб-страниц и переходов по гиперссылкам предназначены спе­циальные программы — браузеры.

Взаимодействие компьютеров в се­ти определяется специальными пра­вилами — протоколами. Передача данных в сети Интернет описывается набором протоколов, основной из ко­торых — TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).

Система WWW построена на про­токоле передачи гипертекста — HTTP (HyperText Transfer Protocol). Прото­кол HTTP предполагает использование клиент-серверной структуры передачи данных. Задача, которая решается с помощью данного протокола, — об­мен данными между клиентским при­ложением (обычно браузером) и веб­сервером. Расширение протокола HTTP с возможностью шифрования в целях безопасности называется HTTPS.

Веб-сервер — сервер, обеспечи­вающий обмен данными по прото­колу HTTP.

Веб-сервером называют как про­граммное обеспечение, выполняющее функции веб-сервера, так и непосред­ственно компьютер, на котором оно установлено.

Браузер формирует запрос и от­правляет его на сервер, после чего веб-сервер обрабатывает данный за­прос, формирует ответ и передает его обратно клиенту.

Для подключения клиентского ком­пьютера к Интернету нужно восполь­зоваться услугами специальной орга­низации — провайдера (пример 1.1).

1.2. Адресация в сети Интернет

В Интернете существует единая система адресации, обеспечивающая доступ к интернет-ресурсам. Компью­теры в сети могут иметь постоянные (статические) адреса или получать но­вый (динамический) адрес при каж­дом сеансе связи. Компьютеру при­сваивается уникальный 32-битный адрес из четырех частей, разделенных точками, — IP-адрес. Каждая часть представляет собой десятичное число в диапазоне от 0 до 255 (пример 1.2).

Наряду с IP-адресацией существу­ет система доменных имен (DNS — Domain Name System) (пример 1.3).

Возможное количество IP-адресов можно рассчитать по формуле: 232 — 1 = 4 294 967 295.

Чтобы узнать IP-адрес своего ком­пьютера, достаточно выполнить коман­ду Пуск ^ Все программы ^ Стан­дартные ^ Командная строка и в по­явившемся окне ввести ipconfig.

Пример 1.2. IP-адреса.

128.250.33.199

46.53.211.93

Пример 1.3. Структура доменного имени.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.