Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 9 класса. Методическое пособие. Босова Л.Л.

Пособие содержит поурочные разработки (уроки 1-67) с ответами и решениями к заданиям в рабочей тетради к УМК по информатике для 9 класса (автор Л. Л. Босова). Для учителей информатики и методистов.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места
Планируемые образовательные результаты:
предметные — общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ;

Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 9 класса. Методическое пособие. Босова Л.Л.

Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 9 класса. Методическое пособие. Босова Л.Л.

Поиск в сети Интернет

Существуют три основных способа поиска информации в сети Интернет:

1. По прямой ссылке (URL-адресу страницы).

2.  Интернет-серфинг (передвиже­ние по гиперссылкам).

3.  С помощью поисковых систем.

(Рассмотрите пример 3.1.)

Чтобы получить доступ к ресур­су, достаточно ввести его URL-адрес

(если он известен) в адресную строку любого браузера (пример 3.2).

Второй способ поиска заключается в последовательном переходе по ссыл­кам с одной веб-страницы на другую до тех пор, пока не будет найдена необ­ходимая информация. Преимущество такого способа — в его увлекательно­сти и возможности освоить большой объем информации с разных сайтов. Недостаток — его длительность.

Во Всемирной паутине веб-стра­ницы связаны только гиперссылка­ми, т. е. четкой структуры нет. Един­ственным указателем на веб-страницу является ее URL-адрес. Тем не менее в случае использования поисковых систем поиск производится по содер­жанию. Как он осуществляется?

Современные поисковые системы предоставляют пользователю две воз­можности поиска информации: в по­исковых каталогах и с помощью за­просов (по ключевым словам).

Поисковые каталоги помогают ис­кать информацию определенной тема­тики. Информация в таких каталогах структурирована по группам и темам. В каждой теме пользователю предла­гаются ссылки на ресурсы, где можно найти нужные сведения (пример 3.3).

Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную. Это обеспечивает высокое качество подборки ресурсов и исключает ссыл­ки на случайные ресурсы, не имею­щие отношения к теме поиска. К не­достаткам относится небольшой охват ресурсов, а также то, что обновление каталогов происходит достаточно мед­ленно, т. е. возможна потеря актуаль­ности информации.

Если текста на веб-странице мно­го, а вас интересует только несколько строчек, то можно воспользоваться по­иском на странице. Нажмите Ctrl + F, а в поле Найти наберите требующую­ся вам фразу или слово, после чего на­жмите Enter.

Термин интернет-серфинг предло­жил в 1992 г. американский библио­текарь Джин Армор Полли.

Пример 3.3. Поисковый каталог.

Наименование «Google» происходит от слова «гугол» — так в математике на­зывается число из единицы со ста после­дующими нулями (10 в сотой степени).

Интересное название имеет адрес­ная строка браузера Google Chrome — Omnibox. Она выполняет автодополне­ние: можно начать вводить часть адреса часто посещаемого сайта, и возникнет подсказка в виде URL-адреса.

Каждый день Google обрабатывает более 3 млрд поисковых запросов. При этом примерно 15 % из этого числа — аб­солютно новые, т. е. никогда не встречав­шиеся в поисковой системе Google ранее.

Поисковые системы — сайты, в которых при введении запроса в стро­ку поиска пользователь получает ряд ссылок на страницы в Интернете. В поисковых системах работает спе­циальный поисковый робот («паук»). Робот постоянно обходит сеть и зано­сит в специальную базу данных (ин­дексирует) информацию, собранную с веб-страниц. После получения запро­са поиск ведется в базе данных среди индексированных сайтов.

Использование поисковых си­стем — наиболее удобный способ по­иска информации. К известным поис­ковым системам относятся:

•       Google — быстрая и самая боль­шая поисковая система; определяет рейтинг ресурса по количеству ссы­лок, ведущих к нему;

•       Яндекс — мощная поисковая си­стема, производящая анализ инфор­мации с учетом особенностей русского языка.

(Рассмотрите пример 3.4.)

Эффективность поиска обычно оце­нивается по двум параметрам — пол­ноте и точности.

Полнота поиска — отношение чис­ла выданных релевантных ресурсов к общему числу релевантных ресурсов, имеющихся в распоряжении поиско­вой машины. (Информация, соответ­ствующая информационным потреб­ностям, называется релевантной.)

Точность поиска — отношение чис­ла выданных релевантных ресурсов к общему числу выданных ресурсов.

Как бы точно ни были составлены запросы, почти всегда любая поис­ковая система выдаст список ссылок, где будут ресурсы, не соответствую­щие информационным потребностям.

Достаточно часто возникает необхо­димость сохранить найденную в Ин­тернете информацию. В зависимости от потребности можно сохранить всю веб-страницу либо только текст или изображения.

Для сохранения веб-страницы:

1.  В контекстном меню веб-страни­цы выбрать Сохранить как… .

2.  В окне сохранения выбрать пап­ку, куда хотите сохранить страницу, и определить выбор в поле Тип файла (пример 3.5).

3.  Изменить имя файла, если оно слишком длинное.

Только текст (или его фрагмент), расположенный на веб-странице, можно сохранить в текстовый файл с помощью буфера обмена.

Для сохранения изображения (или его копирования в буфер обмена) мож­но воспользоваться соответствующей командой контекстного меню изобра­жения (пример 3.6).

У современных поисковых систем существует еще одна возможность по­иска — поиск по картинке. В этом случае достаточно в окне браузера вы­брать Картинки и просто перетащить файл с изображением в строку поиска браузера или загрузить его с помощью значка (пример 3.7).

Пример 3.5. Выбор формата сохра­нения веб-страницы.

В случае выбора Веб-страница пол­ностью изображения, расположенные на странице, будут сохраняться в от­дельной папке.

Пример 3.6. Сохранение изобра­жения.

Открыть картинку в новой вкладке
Сохранить картинку как… Копировать картинку
 
Копировать URL картинки Найти картинку (Google)
 
Просмотреть код Ctrl + Shift + I

1. Какие способы можно использовать для поиска информации в сети Интернет? Какой способ поиска информации в сети Интернет самый быстрый?

3.  Что такое интернет-серфинг?

4.  Как организован поиск информации в поисковых каталогах?

5.  Каким образом осуществляют поиск информации поисковые системы?

6.  Какие поисковые системы вам известны?

Упражнения

1      С помощью ссы­лок сайта найдите информацию об одном из музеев вашего региона. Сохраните глав­ную страницу сайта музея (полностью).

2      Откройте ресурс свободной энциклопедии «Википедия». Перейдите по ссылке в Викицитатник. Перемещаясь по ссылкам, найдите английскую пословицу, русский аналог которой «Дорогу осилит идущий». Сохраните, используя буфер обмена, пословицу и ее аналоги в виде текстового файла.

3      Найдите в сети Интернет информацию о количестве пользователей наиболее из­вестных поисковых систем. Составьте таблицу для сравнения результатов.

4      Текст параграфа 3 размещен в электронной версии учебного пособия на порта­ле дистанционного обучения Национального института образования. Какие запросы можно составить, чтобы найти его? Выполните следующие задания:

1. Запишите в тетрадь не менее трех таких запросов.

2.  Воспользовавшись составленными запросами, осуществите поиск с помощью различных поисковых машин.

3.  Сравните результаты поиска. Какие поисковые системы и запросы были эффективнее?

Фото
5      С помощью поисковой системы найдите изображения оперных театров мира. Со­храните изображения. Создайте текстовый файл, содержащий таблицу с изображе­ниями и текстовыми пояснениями к ним, а также с указанием места нахождения театров.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.