Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений. Босова Л.Л.

Данный сборник является частью УМК по информатике для основной школы (5-6, 7-9 классы) и составлен на основе рабочих тетрадей для 7—9 классов, также входящих в этот УМК. Содержит систему заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности в виде рисунков, схем, таблиц, блок-схем на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала; включает в себя в том числе задания исследовательского характера.

Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений. Босова Л.Л.

Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений. Босова Л.Л.

Построение информационных моделей

Для каждой области знаний, науки и техники существуют свои способы моделирования. Для портного моделью человеческой фигуры является манекен, для конструктора кресла космонавта — гипсовый отпечаток тела космонавта, для врача — скелет человека, рисунки, на которых изображено строение мышц и других органов.

Моделировать, как мы уже знаем, можно не только реальные объекты, но и те, которые существуют в воображении человека. Художник, рисуя портрет, натюрморт, пейзаж, воспроизводит в рисунке не только форму и цвета объекта, но и передает свое отношение к модели, свое восприятие действительности. Композитор, создавая мелодию и записывая ее нотами, создает сообщение, описывающее состояние его сознания, его чувств. Таким образом, художественные произведения тоже можно считать моделями реальных объектов и отношения к ним человека.

Каждая область деятельности человека имеет свои особенности, которые определяются особенностями объектов изучения.

Результатом изучения человеком окружающего мира и самого себя ^^ являются знания, которые отражаются в определенным образом поданных сведениях об объектах и процессах.

В естественных науках основные закономерности описываются в форме математических моделей. Там, где невозможно использовать математические модели (в искусстве, общественных науках), применяют словесные описания, другие формы представления знаний.

Чтобы облегчить восприятие и запоминание знаний, было создано программное средство, действие которого основывается на том, что чело­век лучше воспринимает и запоминает то, что видит, — карта знаний.

Карта знаний (англ.: Mind map — карта знаний) — изображения, наглядно представляющие знания. Такая карта позволяет отобразить определенный процесс или идею полностью, а также хранить одновре­менно в памяти значительное количество данных, находить связи между отдельными частями, запоминать материал и воспроизводить его, даже спустя длительное время, как систему знаний об определенном объекте.

Карты знаний — удобный и эффективный способ иллюстрации зна­ний и процесса мышления. Их используют при формулировании новых идей, классификации и структурировании данных, анализе и составле­нии данных, принятии решений и тому подобное. Этот способ обладает большим преимуществом перед обычными общепринятыми способами записи. В отличие от текста, карты знаний не только аккумулируют факты, но и демонстрируют взаимосвязь между ними, обеспечивая тем самым быстрое и более глубокое понимание материала.

Карты знаний используют при проведении презентаций, мозговых штурмов, планировании деятельности, запоминании больших объемов данных, в процессе самоанализа, разработки сложных проектов, соб­ственного обучения и развития.

Карты знаний могут быть представлены в виде диаграммы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Для создания электронных моделей знаний (карт знаний) могут быть применены растровые и векторные редакторы изображений. При созда­нии карт знаний используется незначительное (по сравнению с созданием других типов изображений) количество визуальных объектов и вариантов их закрашивания, а важным и существенным при этом является уста­новление связей между ними. Поэтому для рисования карт знаний было создано достаточно большое количество программных средств.

Одним из таких средств является MindMap, используя который, можно построить как простые, так и достаточно сложные карты знаний (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Карта знаний предметной области «Физика»

Карты знаний можно считать моделями объектов, знания о кото­рых в них отображаются.

Проверяем себя

1.  Какие объекты исследования или изучения требуют создания моделей?

2.     Всегда ли является правильным утверждение, что данным, полу­

ченным в процессе моделирования, следует доверять меньше, чем данным, полученным непосредственно от объекта исследования?

3.    Почему для человека важно не просто прослушать сообщение, но и увидеть модель, представленную графически? —

4.    Каким образом могут быть описаны знания об объектах природы? В чем проявляются различия определенных областей знания? —

5.               Готовясь к контрольной работе по геометрии, ученик выписал на листе бумаги основные формулы и теоремы. Можно ли назвать соз­данное им сообщение моделью области знания?

6.   Приведите пример использования в быту изображений, которые можно считать ментальными картами.

7.     Музыку можно записать с помощью нот, а можно и с помощью наборов чисел, обозначающих высоту, продолжительность и громкость звуков. Не означает ли это, что все на свете можно записать таким образом?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.