Информатика. 7 класс. Часть 2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Главная задача учебного издания — обеспечить освоение базовых понятий информатики и принципов работы цифровой техники, что позволяет использовать его независимо от конкретных типов компьютеров и версий программного обеспечения. Значительное внимание уделяется систематической подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Информатика. 7 класс. Часть 2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Информатика. 7 класс. Часть 2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Проверяем себя

1.   Какие алгоритмы называются циклическими с предусловием?

2.   С помощью какой команды среды Скретч реализуется цикл с предус­ловием?

3.   Какие алгоритмы называются циклическими с постусловием?

4.   С помощью какой команды среды Скретч реализуется цикл с постус­ловием?

5.  Какие алгоритмы называются алгоритмами с вложенными циклами?

6.    Начертите графическую схему циклического алгоритма с предусло­вием.

7.  Начертите графическую схему циклического алгоритма с постусловием.

8.   Приведите пример циклического алгоритма с предусловием.

9.   Приведите пример циклического алгоритма с постусловием.

10.   Приведите пример алгоритма с вложенными циклами.

Тема: Составление и выполнение алгоритмов с повторением в учебной среде выполнения алгоритмов

Цель: Приобрести практические навыки разра­ботки и реализации алгоритмов

Задание. С помощью команд группы Карандаш, Управление и Дви­жение разработать алгоритм и программу создания двух одинаковых равносторонних треугольников; их стороны имеют разный цвет и тол­щину. Вариант размещения треугольников изображен на рис. 3.89.

Рис. 3.89. Изображения треугольников для их программного рисования

В процессе разработки программы можно придерживаться такой последовательности действий.

Переместить объект в точку сцены, например, с координатами x = — 100, y = 0.

Выбрать размер (толщину линии рисования) и цвет карандаша.

Опустить карандаш.

Переместить карандаш на 100 шагов.

Повернуть объект на 120о налево.

Переместить объект на 100 шагов.

Повернуть объект на 120о налево.

Переместить карандаш на 100 шагов.

Повернуть объект на 120о налево.

Поднять карандаш.

Выбрать размер и цвет карандаша.

Переместить карандаш на 150 шагов.

Опустить карандаш.

Переместить объект на 100 шагов.

Повернуть объект на 120о направо.

Переместить карандаш на 100 шагов.

Практическая работа № 3
Повернуть объект на 120о направо.

Переместить объект на 100 шагов. Повернуть объект на 1200 направо. Поднять карандаш.

Выполните программу и убедитесь, что она функционирует правильно. Измените размер и цвет карандаша. Выполните программу для новых данных.

Тема:
Практическая работа № 4
Цель:
Составление и выполнение алгоритмов с разветвлением в учебной среде выполнения алгоритмов

Приобрести практические навыки разра­ботки и реализации алгоритмов

Задание. В финальных соревнованиях по метанию диска прини­мали участие три спортсмена. Первым закончил выступать Василий, вторым — Петр и третьим — Николай. Все три спортсмена показали разные результаты. Разработать алгоритм и программу определения победителя соревнований.

Результат метания диска Василием обозначим переменной a, резуль­тат Петра — переменной b и Николая — переменной c. Будем считать, что значения этих переменных вводятся с помощью клавиатуры. Условие, согласно которому победителем становится Василий, можно записать таким образом: если выражение (a > b) and (a > c) имеет значение «истинно»; Петр становится победителем, если выражение (b > a) and (b > c) имеет значение «истинно», а Николай — если выражение (c > a) and (c > b) имеет значение «истинно».

Разработайте алгоритм и программу определения победителя. Про­верьте программу для различных значений переменных. Докажите, что программа работает правильно.

Тема:
Практическая работа № 5
Цель:
Создание и выполнение алгоритмов с пов­торением и разветвлением в учебной среде выполнения алгоритмов.

Приобрести практические навыки разра­ботки алгоритмов с повторением и развет­влением, а также программ в среде Скретч.

Задание. В компьютерной базе библиотеки школы ежемесячно после поступления регистрируется 12 журналов: Математика, История, Начальная школа, Физика, География, Компьютер, Родная школа, Искусство, Родной язык, Химия, Иностранный язык, Безопасность. Чтобы узнать, поступил журнал или нет, ученику достаточно ввести его название. Необходимо разработать графическую схему алгоритма

и программу, моделирующую выполнение запроса ученика (название соответствующего журнала) и ответ о поступлении журнала, или о том, что такой журнал школа не выписывает.

Задания желательно выполнять в такой последовательности.

Создать список с названием Журналы. Элементами этого списка являются названия перечисленных журналов.

Разработать алгоритм в словесной форме. Пример такого алгоритма приведен ниже.

1.   Начало.

2.   Спросить: «Какой Вам нужен журнал?».

3.   Ввести название нужного журнала.

4.   Выбрать текущим первый элемент списка Журналы.

5.    Если текущий элемент списка Журналы совпадает с названием введенного, выполнить п. 6, иначе — п. 8.

6.   Говорить: «Да, журнал уже поступил».

7.   Перейти к п. 11.

8.   Увеличить на 1 номер текущего элемента списка Журналы.

9.   Повторить п. 5 — п. 8 двенадцать раз.

10.   Говорить «Такого журнала в школе нет».

11.   Конец.

Создать необходимые переменные для реализации графической схемы алгоритма.

Разработать графическую схему алгоритма.

Разработать программу реализации алгоритма.

Отладить программу и доказать, что она функционирует правильно.

Для реализации циклов целесообразно применить блок команды.

Для проверки условия совпадения вве­денного названия журнала с названием теку­щего элемента списка Журналы желательно использовать блок команды.

Исследуйте все возможные варианты как запросов, так и ответов.

Сделайте выводы.

Алгоритм — описание последовательности определенных действий, выпол­нение которых за конечное количество шагов приводит к выполнению

поставленной задачи. Алгоритм с повторением — алгоритм, в котором одна и та же совокупность инструкций выполняется неоднократно.

Алгоритм с разветвлением — алгоритм, в котором в зависимости от результата проверки условия выполняется одна группа инструкций или другая.

Алгоритмы с вложенными циклами — алгоритмы, в которых инструкции одного цикла содержатся в инструкциях другого цикла.

Анимация — воспроизведение движущихся изображений.

Интерпретатор языка программирования — программа, которая по описа­нию алгоритма, выполненному на языке программирования, формирует последовательность машинных команд.

Линейный алгоритм — алгоритм, инструкции которого выполняются последовательно, в порядке их размещения.

Переменная в программировании — участок памяти с присвоенным ему именем, в который можно записывать различные значения данных.

Программа — алгоритм, представленный на языке программирования.

Цикл (тело цикла) — выполняемая многократно последовательность инструкций.

Циклы с постусловием — циклы, в которых сначала выполняются опера­торы тела цикла, а затем проверяется условие.

Циклы с предусловием — циклы, в которых сначала проверяется условие, а затем, в зависимости от результата, выполняются или не выполняются операторы тела цикла.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.