Информатика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Сборник самостоятельных и контрольных работ для 7 класса входит в состав УМК по информатике для основной школы (5-6, 7-9 классы), включающий (для каждого года обучения) учебники, рабочие тетради, задачники, практикумы, электронные приложения и методические пособия. Структура многих заданий самостоятельных и контрольных работ аналогична структуре контрольно-измерительных материалов, используемых при государственной итоговой аттестации, что способствует подготовке школьников к всероссийским проверочным работам и сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) по информатике.

Информатика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Информатика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Выполняем

1.   Внимательно рассмотрите рис. 2.1. Найдите ответы на такие вопросы:

•  Моделью какого объекта является карта?

•  Какие сведения можно получить, исследуя эту модель?

•  Можно ли проложить автомобильный маршрут с использованием подобной карты? Что будет и что не будет учтено при этом?

•  Можно ли найти в населенном пункте, изображенном на подобной карте, дом по указанному адресу? Объясните.

2.   Найдите в сети Интернет карту вашего населенного пункта и его окрестностей. Какие сведения отражены на карте и какие про­игнорированы? ^

3.      Опишите десятью словами объект (домашнее животное, пред­мет, находящийся у вас на письменном столе, цветок на подоконнике, дерево, мимо которого вы проходите по дороге в школу) таким образом, чтобы о нем можно было рассказать товарищу, а он смог бы его распознать по вашему тексту. Обсудите с друзьями, попробуйте найти те слова, по которым объект, словесную модель которого вы создали, был бы однозначно идентифицирован.

2.2. Типы моделей. Формы представления информационной модели

Модель объекта должна отражать его важнейшие свойства. Если необходимо исследование изменений, которые происходят с объектом, в процессе моделирования нужно предусмотреть изменение параметров модели со временем или вследствие определенных внешних воздействий, которые тоже следует смоделировать.

Модели, параметры которых изменяются со временем, принято называть динамическими моделями.

Статическими моделями называют модели, вид которых не изменяется во времени.

Таким образом, карта, напечатанная на бумаге, плакат, фотография, чертеж, выполненный на бумаге, могут быть только статическими моде­лями. Электронная карта, которая может обновляться со временем, уже является динамической моделью. Динамической моделью может быть и чертеж, созданный системой автоматизированного проектирования. Более того, этот чертеж можно использовать для определения и прогно­зирования определенных свойств объекта, которого еще не существует.

Выделяются три основных типа моделей:

• физические модели;

• математические модели;

•  информационные модели.

Физическая модель — это материальная модель, создание которой основывается на принципах масштабирования или упрощения. Такие модели иногда называют натурными.

Примерами физических моделей могут быть: изготовленный из плас­тика глобус; модели зданий микрорайона, вырезанные из пенопласта; модель космического корабля, созданная из папье-маше; модель электри­ческой цепи, где использованы учебные приборы. В физической модели часто воспроизводятся закономерности, свойственные реальному объекту, но в меньших масштабах. Например, физической моделью молнии может считаться разряд между электродами электрофорной машины, физиче­ской моделью землетрясения — явления, происходящие в сооружении, установленном на специальной площадке, которая совершает колебания, подобные колебаниям земной поверхности. Физической моделью взаи­модействия самолета и воздуха является испытание уменьшенной во много раз его модели в аэродинамической трубе — аппарате, в котором создается сильный поток воздуха.

Математическая модель подается в виде одного или нескольких математических уравнений, которые отражают закономерности, свойственные объекту или явлению.

Многие задачи по физике, биологии, химии решаются с помощью уравнений и неравенств. Например, уравнение v = S описывает скорость равномерного прямолинейного движения объекта. Различные движения могут описываться разными уравнениями, которые являются математи­ческими моделями движений. Математические модели особенно важны в строительных работах, аэрокосмической промышленности, астрономии и т.п.

Информационная модель — это совокупность данных и связей » между ними, которые описывают объект.

Например, информационной моделью предприятия могут быть дан­ные о количестве работников, видах продукции, средняя заработная плата, годовой доход и т. п. Информационные модели могут сочетаться с математическими. Без математических моделей иногда вообще нельзя обойтись. Например, без них невозможно определить последствия про­рыва плотины гидроэлектростанции, место и время посадки космического корабля, возможное состояние домов после землетрясения.

Обычно информационные модели объекта отражают самые суще­ственные параметры, внутренние связи в объекте и закономерности изменений значений параметров в зависимости от внешних воздействий.

Информационная модель — это модель, основной составляющей которой являются сведения о свойствах и состояниях объекта моделирования, процесса, явления.

Объединив информационную и математическую модели, можно построить компьютерную модель.

Представление объекта в форме компьютерной модели является » его отображением в компьютерной программе, которая описывает свойства объекта, выделенные как важные.

Воспроизведение модели объекта компьютерной программой может осуществляться с разной точностью, в зависимости от требований поль­зователя, возможностей, которые обеспечивают программно-аппаратные средства, и наличия данных, описывающих объект моделирования.

Например, для того чтобы указать местонахождение морского судна, в большинстве случаев достаточно указать его координаты — широту и долготу, с погрешностью в несколько километров (примерно 0,1 градуса). Если же судно находится вблизи берега, то такая погрешность уже довольно велика. Следовательно, и количество данных, необходимых для моделирования земной поверхности, должно быть больше, для того чтобы судоводитель мог знать глубину, точное расстояние до препятствий.

Для расчета траектории движения спутника Земли или баллистиче­ской ракеты (построения компьютерной модели движения тела) необ­ходимо иметь значения их координат и скорости в нескольких точках.

Для того чтобы смоделировать с использованием компьютерной программы платье для конкретной клиентки, необходимо ввести в про­грамму результаты определенных измерений.

Для того чтобы сделать надежный прогноз перспектив развития аграр­ного предприятия, необходимо иметь данные о перспективах на урожай определенной сельскохозяйственной культуры в мире и на посевных площадях хозяйства.

Расчет возможных угроз для жизни на Земле в результате падения астероида может быть осуществлен только при наличии данных астро­номических наблюдений.

Проверяем себя

1.              Можно ли, исследуя модель, получить новые знания об объекте? —

2.   Какой моделью — статической или динамической — является расписание уроков? —

3.              Раньше каждый только что сконструированный самолет строили в количестве не менее двух образцов, один из которых ни разу не поднимался в небо. Что делали с этим образцом и зачем?

4.   Можно ли считать самолет, который не взлетал в воздух (см. предыду­щий вопрос), моделью? Если да, то какой?

5.   Почему разработчики механизмов, транспортных средств и т.п. в боль­шинстве случаев предпочитают компьютерное моделирование?

6.    Можно ли считать компьютер моделью мозга человека? Объясните, почему, до какого предела.

7.   Какие свойства чемодана, сундука, спичечной коробки отображаются в чертеже параллелепипеда, выполненном на бумаге?

8.   Всемирно известная фирма «Тетра Пак» ведет историю возникно­вения своего названия от геометрического тела «тетраэдр». В каких реальных объектах нашел отражение абстрактный объект «тетраэдр»? Почему? ^

9.             Попробуйте на словах описать ваши требования к динамиче­ской модели автомобиля, на которой человек должен научиться водить реальный автомобиль, сидя в кресле водителя, находящемся в помещении.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.