Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Угринович Н.Д., Серёгин И.А.

ЧАСТЬ 2.
Лабораторная работа № 12. Учимся использовать компьютерные словари и переводчики (К параграфу учебника: 2.6. Компьютерные словари, энциклопедии и системы машинного перевода текстов) 4
Лабораторная работа № 13. Учимся сканировать и распознавать текст (К параграфу учебника: 2.7. Системы оптического распознавания документов) 9
Лабораторная работа № 14. Осваиваем инструменты работы в растровом графическом редакторе (К параграфу учебника: 3.1. Растровая и векторная графика) 14

Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Угринович Н.Д., Серёгин И.А.

Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Угринович Н.Д., Серёгин И.А.

Моделирование в электронных таблицах

Необходимость в моделировании обычно возникает в том случае,

если исследование самого объекта невозможно, тяжелое, доро­гостоящее или требует много времени. Между моделью и объектом должно существовать отношение отображения, которое может заклю­чаться в сходстве физических характеристик или функций, в тождестве математического описания и тому подобное.

Обработка числовых данных по алгоритму. Описание моделей средствами электронных таблиц.

Информационные технологии и компьютер — это помощники человека при составлении моделей. Использование компьютера для исследования моделей различных объектов позволяет изучить их изменения в зави­симости от значения тех или иных параметров.

Для построения компьютерных моделей можно использовать приклад­ное программное обеспечение общего назначения (например, электрон­ные таблицы) или системы программирования. В некоторых случаях целесообразно использовать специализированные программы (например, программы исследования функций, программы для создания ментальных карт), а также программные модели, которые размещены в Интернете.

Многие объекты и процессы можно описать математическими формулами, связывающими их параметры. Эти формулы и являются математической моделью оригинала. По ним можно выполнить расчеты с разными значениями параметров и получить количественные харак­теристики модели.

Поскольку табличный процессор обеспечивает обработку данных, представленных и как наборы (например, совокупность значений ячеек), можно достаточно просто и быстро выполнить сложные вычисления.

Табличный процессор является инструментом, с помощью которого можно не только выполнить расчеты количественных характеристик исс­ледуемого объекта или процесса, но и представить их в форме диаграмм.

Для того чтобы некоторое действие считалось моделированием, необ­ходимо определить цель моделирования. Цель моделирования (познание, исследование, проектирование) определяет, зачем проводится модели­рование объекта.

Цель моделирования — чаще всего это поиск ответа на вопрос, задан­ный в формулировке задачи исследования. Выявляются факторы, от которых зависит поведение модели, осуществляется анализ объекта. Определяются внутренние связи простых объектов, входящих в состав моделируемого объекта.

По результатам анализа объекта создается информационная модель (формируется совокупность сведений об объекте).

Математическая модель создается как математические описания связей между свойствами объекта.

Компьютерная модель непосредственно связана с прикладной про­» граммой, с помощью которой проводится моделирование, поэтому данные для ее создания подаются в форматах, которые могут быть обра­ботаны табличным процессором, а математические описания — по прави­лам (синтаксисом), принятым для конкретного табличного процессора.

Компьютерный эксперимент планируется и проводится в несколько этапов.

На первом этапе выполняется проверка компьютерной модели. Эта проверка заключается в представлении входных данных, результат обра­ботки которых уже известен из наблюдений за объектом. Если в процессе проверки модели получены предполагаемые результаты, считается, что компьютерная модель достаточно правильно отображает объект.

На втором этапе в качестве входных используются данные, описываю­щие условия, в которых будет находиться реальный объект. Полученные расчетные данные передаются для анализа.

По полученным расчетным данным проверяется, насколько расчеты соответствуют представлению и целям моделирования, возможно ли использовать объект в тех условиях, для которых проводились расчеты на модели.

Проверяем себя

1.  Какие этапы моделирования в электронной таблице можно выделить? —

2.   Что означает тестирование модели?

4.   Что такое параметр объекта? +

5.   Что такое модель объекта? —

6.   Для чего используются модели объектов?

7.   Приведите примеры моделей, которыми вы пользовались при изучении физики, химии, биологии. Могут ли некоторые из них быть преобразованы в информационные? В математические?

8.   Как, исследуя математическую модель, можно получить новые знания об объекте? Приведите примеры.

9.   Как, исследуя компьютерную модель, можно получить новые знания об объекте? Приведите примеры.

Выполняем

1.             Амеба каждые 3 часа делится надвое. Постройте модель роста численности амеб через 3,6,9,12, … часов. Факторы, приводящие к гибели амеб, не учитываются. —

2.              На первую клетку шахматной доски положили одно пшеничное зерно, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Назовите число зерен на 37-й клетке. — 3.  Формализуйте шуточную задачу из «задачника» Г. Остера: «С двух будок, находящихся на расстоянии 27 км друг от друга, навстречу друг другу выскочили в одно и то же время две драчливые собаки. Первая бежит со скоростью 4 км/ч, а вторая — 5 км/ч. Через сколько времени начнется драка?» Создайте математическую модель. Рассчитайте в таблице зависимость расстояния между собаками от времени, используя заполне­ние ячеек с различным шагом. +­4. Определение возможности построения треугольника. Составьте модель определения возможности построения треугольника по трем заданным сторонам А, В, С. Используйте формулы для сравнения значений. ^

5. Исследуйте с использованием табличного процессора модель поверхности Земли, представленную на рис. 4.35. Для каждого из обозначенных маршрутов постройте диаграмму зависимости высоты подъема от горизонтального расстояния. Для этого приложите линейку к прямой, отражающей маршрут, запишите расстояние от начальной точки до пересечения с линией уровня и соответствующую высоту поднятия. Постройте диаграмму.

Рис. 4.35. Изображение двух холмов и долины между ними (модель поверхности Земли) в масштабе: в 1 сантиметре 200 метров, расстояние по высоте между линиями уровня 2,5 м

Тема:
Практическая работа № 6
Цель:
Ввод, редактирование и форматирование данных в среде табличного процессора

Приобрести практические навыки ввода, редактирования и форматирования данных в среде табличного процессора

Задание 1

Создать ЭТ для формирования счета-фактуры:

№ п/п
Наименование товара
Ед. изм.
Количе­ство
Стоимость
НДС
Цена с НДС
Сумма
Всего:
 
Столбец 1 должен содержать номер по порядку позиции товара и должен заполняться автоматически.

Столбцы 2-5 заполняются произвольно. Столбцы 7-8 вычисляются средствами Microsoft Excel. В столбцах 6 и 7 налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 20 % от стоимости товара в столбце 2.

Задание 2

Участок производит железобетонные изделия А, Б, В, Г, Д, Е, ^К по разным рецептурам бетона. Создать электронную таблицу для вычис­ления необходимого на день количества компонентов, если известно дневное количество каждого изделия. Рецептура смесей:

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.