Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Босова Л.Л.

Рабочая тетрадь для 7 класса наряду с учебником, электронным приложением к учебнику и методическим пособием входит в состав УМК по информатике для основной школы (5—6, 7—9 классы). Содержит систему заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности в виде рисунков, схем, таблиц, блок-схем на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий исследовательского характера.

Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Босова Л.Л.

Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Босова Л.Л.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Электронный документ — сведения, хранящиеся в виде, который обеспечивает их обработку на компьютере. Данные — сведения об определенном объекте или процессе, представленные в форме цифр или текста.

Понятие модели. Типы моделей. Понятие предметной области. Формы представления информационной модели: описание, таблица, формулы, схемы и др. Этапы построения информацион­ной модели. Карты знаний, их назначения. Редактор карт знаний.

2.1. Модель. Предметная область

Окружающая среда — это совокупность большого количества живых и неживых объектов.

Научное познание, исследование мира, окружающего человека, заключается в выявлении определенных закономерностей, присущих явлениям, которые происходят с объектами. Закономерности обнаружи­вают, исследуя явления путем измерения некоторых величин (параметров объекта) и анализа полученных наборов значений.

Среди многих параметров объекта есть главные, совокупность зна­чений которых существенно определяет его свойства. Например, для компьютера такими параметрами являются: тактовая частота процессора, объем оперативной памяти, длина диагонали и разрешение монитора, объем памяти винчестера.

Количество главных параметров обычно находится в пределах от единиц до нескольких десятков и более.

Чем больше значений параметров известно для объекта, тем точ­нее описываются его свойства.

Для изучения реальных объектов часто используют их модели.

Моделями являются, например, карта автомобильных дорог мест­ности, которую мы изучаем прежде, чем отправиться в путешествие (рис. 2.1), макет застройки микрорайона, схема радиоприемника, глобус, макет гидроэлектростанции.

Можно создать модели объектов, существующих в воображении человека. Например, строя график функции, мы создаем модель зависимости между величинами, которые находятся в отношении: аргумент ^ функция ^ результат (значение функции).

Понятие «отношение» касательно модели и объекта моделирования является очень важным, поскольку отображает обязательность наличия сходства объекта и его отображения — модели.

Моделью называют воспроизведение какого-нибудь объекта в упро­щенном виде с целью отображения и/или исследования его свойств или процессов, которые с ним происходят.

Модель является отображением объекта, в котором воспроизведены важнейшие (для определенного применения) его свойства.

Рис. 2.1. Карта — модель местности

Процесс создания моделей называется моделированием.

Моделирование — один из основных современных методов исследо­вания объектов природы, общества и явлений. Модели создают с целью изучения, исследования и анализа процессов, происходящих с объектами при определенных условиях.

В процессе создания многих реальных объектов (самолеты, косми­ческие и морские корабли и т.д.) нужно обязательно разрабатывать и исследовать их модели.

Моделирование и использование моделей невозможно без установ­ления определенных правил, договоренностей относительно значений определенных слов — терминов. Эти правила зависят от объектов моде­лирования и задач, которые ставит перед собой исследователь.

Вычисляя расстояния на местности с целью размещения опреде­ленного здания, создавая план расположения, архитектор использует определенные правила создания изображения. Это делается для того, чтобы созданное изображение было понятным для строителей.

Врач, описывая процесс лечения болезни в рецепте, использует латинские термины, понятные работнику аптеки — провизору. Однако не всегда врач может понять, что изображено на электрической схеме, а электрик — что изображено нотами (рис. 2.2). Их профессиональные знания находятся в разных предметных областях.

Рис. 2.2. Нотная запись и принципиальная электрическая схема

Итак, каждая предметная область не только имеет различные объекты изучения, но и использует различные способы и средства их описания.

Способы описания моделей в каждой предметной области разные, приспособленные для наиболее эффективного использования объектов исследования.

Проверяем себя

1.   Приведите примеры моделей, которые вы используете в повседневной жизни.

2.               Моделью какого процесса является расписание уроков? Приведите примеры подобных моделей, обсудите, зачем нужны подобные

модели.

3.   Моделью или объектом является глобус? Какие свойства объекта на нем воспроизведены, а какие — проигнорированы? ^

4.       Чем отличается электронный документ от бумажного? В каком  случае электронный документ может считаться только модель бумажного, а в каком — наоборот?

5.    Можно ли считать моделью правило перехода улицы? Объясните, почему.

6.   На уроках каких предметов вы чаще всего оперируете моделями?

7.    Сравните значение слова «круг» в выражениях: круг друзей, круг общения и площадь круга, диаметр круга. К каким предметным областям относятся эти выражения?

8.   Моделью какого реального процесса может быть математическое выра­жение у = v x, если v измеряется в километрах в час, а х — в часах?

9.   Моделью какого реального процесса может быть математическое выра­жение у = а х — Ъ х, если а и Ъ измеряются в дециметрах кубических в минуту, а х — в минутах?

10.   В результате ежесуточных измерений дневной и ночной температур в течение месяца получили набор данных. В какой форме лучше всего подать этот набор?

11.    Что общего у бумажного самолетика и крупнейшего в мире грузового самолета АН-225 «Мрия»?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.