Информатика. 7 класс. Контрольные работы. Угринович Н.Д., Хлобыстова И.Ю.

Контрольные работы предназначены для использования вместе с учебником информатики для 7 класса Н. Д. Угриновича. Представлено по 2 варианта контрольных работ для каждой из глав учебника. Каждая контрольная работа включает тестовую, письменную и практическую части. В тестовой части необходимо выбрать правильные ответы на вопросы теста. Письменная часть содержит задания, требующие развёрнутых ответов.  Пособие входит в состав УМК по информатике для 7-9 классов Н. Д. Угриновича наряду с учебниками, рабочими тетрадями и методическим пособием.

Информатика. 7 класс. Контрольные работы. Угринович Н.Д., Хлобыстова И.Ю.

Информатика. 7 класс. Контрольные работы. Угринович Н.Д., Хлобыстова И.Ю.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ

Искать сведения обо всем, что знает человечество, можно в сети Интернет. Вычислять все, что необходимо, обрабатывать данные — с использованием табличных процессоров и систем программиро­вания, анализировать полученные результаты — с использованием редакторов карт знаний. Описывать полученные результаты — с исполь­зованием текстовых процессоров, графических редакторов, редакторов карт знаний. Представлять полученные результаты — с использованием презентационных систем, посылая свои выводы с использованием элек­тронной почты, систем мгновенной передачи сообщений, обнародуя их в социальных сетях, на собственном сайте.

Этапы и средства решения компетентностных задач: содержатель­ный анализ задачи; построение информационной модели; поиск информационных материалов; подбор основного средства обра­ботки данных (редакторы: графические, презентаций, карт знаний; текстовый процессор, табличный процессор, учебная среда выполнения алгоритмов); обработка данных; представление результатов решения задачи.

5.1. Когда и как возникают компетентностные задачи

Существуют задачи, которые можно решить и выполнить, только сочетая знания и умения по нескольким предметам, которые вы изу­чали, привлекая собственный жизненный опыт. Такие задачи возни­кают в основном в жизненных ситуациях, когда хочется спросить: «Что мне делать, как мне действовать при определенных обстоятельствах для достижения определенной цели?». — А спросить не у кого. Эти задачи (как и большинство других задач, которые стоят перед взрослым человеком) требуют анализа условий, определения обстоятельств дея­тельности, характеристик объекта, для которого решаеться задача, построения модели.

Одним из самых простых примеров, когда необходимо пройти все указанные выше этапы, является задача планирования поездки в другой город, которую очень часто приходится решать.

Например, для того чтобы принять решение, ехать семье из четырех человек из Киева в Житомир собственным автомобилем или рейсовым автобусом, нужно, среди других данных, оценить стоимость поездки.

Анализируем две модели действий и сравниваем их эффективность. Основным критерием будет стоимость поездки.

Прежде всего нужно узнать, сколько стоит билет на автобус (выходим на сайт автостанции, находим стоимость билета — самый очевидный и самый простой шаг, который, однако, требует умений, необходимых для выполнения этих действий).

Затем следует вычислить стоимость поездки автомобилем. Для этого нужно оценить объем топлива, необходимого для того, чтобы конкретным автомобилем доехать из Киева в Житомир.

Для этого нужно выполнить следующие действия:

1.   Определить (найти в справочнике, на карте) расстояние S между городами и задать время t, за которое хотим преодолеть это расстояние, скорость движения v0, которую можно реально поддерживать (значе­ние получим из Правил дорожного движения или спросим у опытного водителя).

2.   Разделить S на t, то есть вычислить, какой должна быть ско­рость движения v.

3.   Сравнить значения v и v0; если полученное значение v превышает значение v0, то выполнить действия пункта 2, присвоив t большее зна­чение, иначе перейти к пункту 4.

4.   Определить (найти в справочнике, в описании автомобиля), сколько горючего расходует автомобиль на 100 км при скорости движения v, раз­делить найденное число на 100, то есть определить значение q (сколько литров топлива будет расходоваться на один километр).

5.    Умножить q на S и получить объем топлива, необходимого для путешествия, то есть промежуточный ответ.

6.   Умножить полученный объем топлива на стоимость одного литра, получить стоимость топлива для поездки.

После этого необходимо сравнить стоимость четырех билетов на авто­бус со стоимостью топлива и принимать решение, учитывая и другие обстоятельства (комфортность поездки, наличие багажа и т.п.).

Другим примером задачи, которая требует знаний из многих отраслей, является задача планирования времени в течение недели. Эту задачу все привыкли решать, не слишком задумываясь. Или не решать вовсе, полагаясь на то, как распределение времени сложится стихийно.

На самом деле, достаточно лишь раз попробовать рационально составить план своих действий, и вы увидите, что появляется много свободного времени, которое раньше уходило на ожидание, лиш­ние поездки, просмотр ненужных телевизионных передач и тому подобное.

Итак, прежде чем принимать какое-либо решение, нужно для себя » лично или для команды, с которой вы будете вести совместную деятельность, выполнить такие шаги:

1.    Проанализировать задачу, выделить и как можно точнее сфор­мулировать цель деятельности, начальные условия, ресурсы, которые можно использовать.

2.    Описать задачу таким образом, чтобы можно было планировать деятельность по ее решению, выделив один или несколько способов дости­жения результата, описать их словесно, построить информационную модель деятельности и объектов. Оценить важность всех и каждого из параметров этой модели, их влияние на результат, выделить важнейшие и пренебречь несущественными.

3.   По возможности и потребности найти математические описания процессов и объектов, которые будут моделироваться при решении задачи.

4.    Спланировать действия при решении задачи, а именно: поиск необходимых данных, выполнение вычислений, формулировка и пред­ставление результатов.

5.   Определить необходимый для выполнения каждого этапа инстру­ментарий, то есть средства ИТ и источники сведений.

6.   Выполнить решение задачи, получить и проанализировать резуль­таты. Представить их.

Проверяем себя

1.   Какие ИТ и программные средства можно использовать на этапе поиска данных для решения задачи?

2.   Какие источники данных и сведений на бумажных носителях можно использовать на этапе поиска данных?

3.   Зачем необходимо выполнять формулировку информационной модели объекта или процесса, рассматриваемых в задаче?

4.     Каким образом можно выделить важнейшие параметры модели?

Приведите примеры описания модели процесса подбора компью­тера с целью использования для обучения в домашних условиях.

5.    Какие ИТ и программные средства можно использовать на этапе построения модели и планирования деятельности?

6.   Что такое «математическая модель» объекта? Приведите пример.

7.    Какие ИТ и программные средства можно использовать на этапе решения задачи?

8.   Какие возможности может обеспечить редактор карт памяти и на ^ каких этапах его можно использовать? Можно ли его заменить

другим программным средством и каким?

9.   Для каких задач целесообразно строить алгоритм решения и исполь­зовать учебную систему программирования?

10.    Для каких задач достаточно использовать поисковые системы и редактор презентаций?

11.   Какие возможности может обеспечивать табличный процессор и на каких этапах его целесообразно использовать?

Выполняем

1.    Проанализируйте задачу о поездке из Киева в Житомир,

представленную в качестве примера. Ключевые вопросы: Какие программные средства, по вашему мнению, целесообразно исполь­зовать на каждом из этапов решения этой задачи?

2.    Постройте графическое представление алгоритма решения задачи о поездке.

3.    Выполните поиск в Интернете по двум словам: пшеница и ремесло.

Ключевые вопросы: Какое практическое применение могут иметь результаты поиска? При изучении какого предмета можно использовать эти результаты и в какой форме? Какие программные средства для этого потребуются?

4.    В табличном процессоре смоделируйте процесс наполнения бассейна водой, если через одну трубу вливается 10 литров в минуту, а через дру­гую — выливается 3 литра в минуту. Частью какой задачи может быть такая модель?

5.  Спланируйте выполнение проекта: «Безопасность на ежедневном

маршруте». Цель: Понять, как можно решить проблему безопас­ности пешеходов (как и кто это может сделать — знаки, разметка, правила, их соблюдение). Ключевые вопросы: Какие основные источ­ники опасности для пешехода на улице? Всегда ли кратчайший путь самый безопасный? Кто и что должен делать для того, чтобы путь пешехода был безопасным? ^

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.