Информатика. 5–6 классы. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. Мирончик Е.А., Куклина И.Д., Босова Л.Л.

Учебное пособие входит в УМК по информатике для 5-6 классов авторского коллектива под руководством Л. Л. Босовой. Пособие предназначено как для урочной, так и для внеурочной деятельности: для организации факультативной или индивидуальной работы обучающихся, а также подготовку к ОГЭ. Материал пособия соответствует требованиям ФГОС. Содержит систему теоретических и практических заданий базового и повышенного уровня сложности разных типов (учебные, проектные и занимательные задания), что позволяет учителю организовать дифференцированную самостоятельную работу обучающихся.

Информатика. 5–6 классы. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. Мирончик Е.А., Куклина И.Д., Босова Л.Л.

Информатика. 5–6 классы. Изучаем алгоритмику.

Алгоритм покраски досок забора (рис. 59):

Начало.

Покрасить доски, увеличивая на 1.

Если количество покрашенных досок меньше 5, то покрасить сле­дующую доску.

Конец.

Рис. 59. Алгоритм покраски досок забора

Узнавание

1.     Какой алгоритм называется линейным? Приведите при­мер линейного алгоритма.

2.     Что такое разветвляющийся алгоритм? Приведите при­мер разветвляющегося алгоритма.

3.     Что такое циклический алгоритм?

Понимание

1.     Для чего создаются алгоритмы?

2.     Сколько видов алгоритмов вы знаете?

3.     Почему алгоритм должен выполняться до необходимого результата? Объясните на примере.

Анализ

1. Сравните алгоритмы, напишите отличия в тетрадях.

2. Пронумеруйте данные картинки в порядке возрастания.

Синтез

Заполните таблицу в тетрадях.

I Виды алгоритмов
Определение
Линейный алгоритм
 
Разветвляющийся алгоритм
 
Циклический алгоритм
 Применение

Составьте алгоритмы.

1.     «Пирожки». Асхат купил в столовой пирожок. Не наев­шись одним пирожком, он купил еще один.

2.     «Перевод». Нужно перевести слова с английского языка на казахский язык.

3.     «Препятствие». Игрушечная машина Каната при стол­кновении с препятствием двигается назад.

Оценка

Что случится, если будет нарушен цикл алгоритма? Дайте объяснение по картинкам.

§ 16. Исполнители и их система команд

Когда вы составляете алгоритм, необходимо учитывать, кто будет выполнять его. Алгоритм самостоятельно не составляется, алгоритм со­ставляется для исполнителя. Точно сформули­рованная задача является алгоритмом, любое действие в алгоритме называется командой.

В настоящее время в связи с увеличением объема информации многие задачи решают не только люди, но и автоматы, роботы, ком­пьютеры, технические устройства.

Вспомните!
Что такое алгоритм? Какими свой­ствами обладает алгоритм?
Вы узнаете:
понятие «исполни­тель алгоритма»; систему команд исполнителя.
Исполнитель алгоритма — это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Каждый исполнитель, так же, как и каждое устройство, способен выполнять ограниченное количе­ство команд, предназначенных для исполнения своих функций.

Команды, которые исполнитель может выполнять, называются системой команд исполнителя.

Любой алгоритм начинается командой Начало и заканчивается командой Конец. Данная команда означает выполнение алгоритма. Например, алгоритм похода в шко­лу (рис. 60).

В любом алгоритме последним действием будет Конец. В процессе

Начало.

Проснуться.

Сделать разминку.

Умыться.

Позавтракать.

Одеться.

Взять сумку.

Пойти в школу.

Конец.

Рис. 60. Алгоритм похода в школу

выполнения алгоритма команды нельзя менять местами, они должны выполняться по порядку. Только тогда исполнитель достигнет результата.

Исполнители бывают разными. Одним из самых простых исполнителей можно считать кнопку включения/выключения электропитания на корпусе монитора. На рис. 61 показана система команд CD-плеера.

Исполнители бывают формальными и неформальными (рис. 62).

Рис. 61. Система команд CD-плеера

Звуковые колонки по­вторяют воспроизведение песен CD-диска

Певцы не могут одну и ту же песню петь одинаково. Они поют каждый раз по-разному                                      ‘

Рис. 62. Виды исполнителей

Формальный исполнитель одну и ту же команду выполняет одинаково. Неформальный исполнитель выполняет одну и ту же команду по-разному.

 Команду, не включенную в систему, исполнитель не понимает и не выполняет. Некоторые исполнители могут выполнять алго­ритм, но не понимать цель алгоритма. Такие исполнители назы­ваются формальными. Например, если человек забудет положить порошок и белье в стиральную машину, она все равно будет выпол­нять алгоритм стирки, так как выполняет алгоритм формально.

Стиральная машина автоматически выполняет алгоритмы без участия человека, но все же программа выполняется под его управлением. Роль руководителя исполняет человек.

Запомните!

При выполнении ал­горитма нельзя менять порядок выполнения шагов!

Рис. 63. Роботы-исполнители
 Управление — это целенаправленное воздействие на определенный объект.

Роботы относятся к современным автоматическим устрой­ствам.

Человек не может быстро и точно в нужной последовательности произ­водить действия по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю, не ошибаясь и не уставая, а робот-манипулятор

сможет сделать это. В настоящее время производят роботов, похожих на людей и на различных животных (рис. 63).

Самый популярный исполнитель — компьютер. Его особен­ность — универсальность. В нем есть компьютерные программы для обработки текстовой, цифровой и графической инфор­мации, обучающие программы и компьютерные игры. Также компьютер может управлять работой других устройств.

Во многих случаях человек выступает в роли исполнителя. Например, при переходе дороги мы выполняем следующий алгоритм:

1.     Остановиться на пешеходной полосе.

2.     Посмотреть налево.

3.     Если машин нет, тогда дойти до середины дороги и остано­виться, иначе повторить действие

4.     Посмотреть направо.

5.     Если нет машин, тогда дойти до противоположной стороны пешеходной дорожки, иначе выполнить действие 4.

Узнавание

1.     Дайте определение исполнителя алгоритма.

2.     Назовите алгоритмы, которые часто встречаются в по­вседневной жизни.

3.     Что такое система команд исполнителя?

4.     Какие виды исполнителей вы знаете?

5.     Что такое команда? С каких команд начинается и закан­чивается алгоритм?

Понимание

1.     Почему исполнители алгоритмов делятся на формальные и неформальные?

2.     Почему системы команд исполнителей бывают разными?

3.     Почему при составлении каждого алгоритма должны быть команды «Начало», «Конец»?

Анализ

Сравните понятия.

Формальный исполнитель
Неформальный исполнитель

Заполните пустые ячейки таблицы и выполните алго­ритмы.

Номер команды
Команда алгоритма
Результа выполнения команды
1
Взять ручку


Написать слово
Слово «Казахстан»
 
«Казахстан»
написано
3

Ручка положена на стол
4
Конец

Применение

1.     Напишите ответ задачи по заданному алгоритму. Начало.

Умножить 5 на 7. Вычесть 5 из результата. Результат разделить на 6. Сообщить полученное число. Конец.

2.     Составьте следующие алгоритмы:

1)    Заварить чай.

2)    Изготовить карнавальную маску по шаблону.

3)     Поход в магазин.

4)     Поливка цветов.

Оценка

Как вы думаете, достигают ли алгоритмы результатов в повседневной жизни? В каких случаях алгоритмы бы­вают безрезультатными? Обоснуйте свое мнение.

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.