Информатика. 5 класс. Махмудзаде Р. и др.

Учебник по предмету Информатика для 5-го класса общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИЯ
1.1. Что такое информация 8
1.2. Кодирование информации 11
1.3. Информационная модель 14
1.4. Как измерить информацию 17
Проверим себя 20
2. КОМПЬЮТЕР…..

Информатика. 5 класс. Махмудзаде Р. и др.

Информатика. 5 класс. Махмудзаде Р. и др.

Представление алгоритма в словесной форме

Вспомните!

Откуда произошло понятие «алго­ритм»? Что такое алгоритм? Какие виды алгоритмов существуют?
Как вы думаете, в каком виде были  написаны алгоритмы, ранее составленные вами?

Вы узнаете»
Вы уже знакомы с основными свойствами алгоритма: определенность, дискретность, результативность и др. (см. § 14, рис. 55).

Алгоритмы можно записывать разными способами, называемыми формой пред­ставления алгоритма.

Алгоритм можно представить в разной форме. Формы записи алгоритма во многих случаях зависят от исполнителя. Вспомним способы представления алгоритма:

1.     Словесная.

2.     С помощью ключевых слов (рис. 64).

3.     Графическая (блок-схема) (рис. 65).

4.     Программная (на языке программирования) (рис. 66).

Алгоритм перехода дороги на светофоре 

Начало

посмотреть на светофор

если горит красный, то остановиться

если загорится НГ^ій, то приготовиться

если загорится зеленый, то можно идти

Рис. 64. С помощью ключевых слов                     

Рис. 65. Блок-схема

формы записи алгоритмов; создание алго­ритма в словесной форме.
Познакомимся со словесной формой записи алгоритмов. В такой форме алгоритм читается и записывается как простой текст, записи алгоритмов обычно используются для алгорит­мов, ориентированных на исполнителя-человека. Алгоритм

Рис. 66. На языке программирования

задается в произвольном изложении на естественном языке, возможно, с использованием формул. Описание может быть раз­бито на пункты (шаги алгоритма). Команды такого алгоритма выполняются в естественной последовательности, если не ого­ворено противного. Словесный способ допускает неоднознач­ность толкования отдельных предписаний, особенно если систе­ма команд исполнителя того или иного алгоритма (конкретного человека) четко не фиксирована.

Преимущества: в словесной форме можно составить любой алгоритм. Недостатки: а) слишком много слов; б) отдельные шаги могут быть непонятными.

Правила представления алгоритмов в словесной форме:

♦     в вычислениях переменная пишется на правой стороне равенства, значение переменной на левой стороне, например: с = а + b;

♦     каждый шаг алгоритма пишется с помощью команд: Ввод, Выполнение и т.п.;

♦     для сохранения промежуточных результатов используются вспомогательные переменные;

♦     в начале и конце алгоритма пишутся команды: Начало, Конец.

Рассмотрим несколько примеров записи алгоритма в словес­ной форме.

Пример 1: Допустим, что необходимо найти значение следу­ющего выражения: у = 2а — (х + 6).

В словесной форме алгоритм решения этой задачи может быть записан в следующем виде: Начало.

Ввести значения а и х.

Сложить х и 6, выразить результат как В1. Умножить 2 на а, выразить результат как В2. Из В2 вычесть В1, выразить результат как у. Вывести у как результат вычисления выражения. Конец.

Пример 2: Составим словесный алгоритм по данной формуле:

у = 2х + 4 — (х + 3).

Начало.

Ввести значение х.

Сложить 3 и х, выразить результат как С1. Умножить 2 на х, выразить результат как С2. Сложить С2 и 4, выразить результат как С3. Из С3 вычесть С1, выразить результат как у. Вывести у как результат вычисления выражения. Конец.

 

1.     Какие формы записи алгоритма существуют?

2.     Что означает выражение «представить алгоритм в сло­весной форме»?

3.     Какие правила представления словесного алгоритма вы знаете?

4.     Назовите преимущества и недостатки представления алгоритма в словесной форме.

 

1. Почему во многих случаях формы записи алгоритма за­висят от исполнителя? Объясните причину.

2.     В чем недостатки представления алгоритма в словесной форме?

Особенности
3.     Почему словесный алгоритм пишется в виде текста?

Анализ

Сравните понятия. Заполните таблицу в тетрадях.

Виды алгоритмов

Словесный алгоритм

Графический алгоритм

Решите кроссворд. Какое слово получилось по верти­кали?

1)     Наука о методах сбора, хранения, преобразования, от­правки, получения и использования информации.

2)     Системный … .

3)     То же самое, что и папка.

4)     «Мозг» компьютера.

5)     Вредоносная программа, способная нанести ущерб ком­пьютеру.

6)     Единица измерения количества информации.

7)     Материнская … .

8)     Устройство для ввода информации.

 
Применение

1.     «Технический диктант». Дополните предложения, набе­рите их на компьютере.

1)     … — набор инструкций, описывающих порядок дей­ствий исполнителя для достижения задачи либо для достижения цели за конечное число действий.

2)     Запись на простом, понятном языке является … .

3)     Каждый шаг алгоритма пишется с помощью ко­манд …, … и т.п.

4)     В начале и конце алгоритма пишутся команды …, … .

2.     Приведите примеры алгоритмов, представленных в сло­весной форме.

Оценка

Как вы думаете, какого результата можно достичь в про­цессе выполнения следующего алгоритма? Используйте команды: Вверх (В), Вниз (Вн), Направо (П), Налево (Л). Цифры означают количество квадратов.

Начало.

Взять карандаш.

Написать диктант по квадратам: 1В, 1П, 3В, 2Л, 3В, 2П,1В, 1П, 3Вн, 6П, 1В, 1П, 2Вн, 1Л, 3Вн, 1П, 1Вн, 3Л, 1В, 1П, 1В, 5Л, 1Вн, 1П, 1Вн, 3Л.

Закончить рисунок.

Положить карандаш на место.

Конец.

§ 18-19. Лабиринт, виртуальный лабиринт. Создание алгоритма поиска путей из лабиринта

Лабиринт известен со времен Древней Греции и Египта как сложная система кори­доров, дворов, комнат и колоннад, из которой без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти выход.

Один из возможных способов выхода из лабиринта — нужно идти, поворачивая в одном направлении, пока не упретесь в пре­граду.

После того, как вы наткнулись на пре­пятствие, нужно идти в обратную сторону до первого прохода. Затем нужно выбрать другой путь. После этого во всех проходах нужно будет выбирать тот путь, который был выбран в самом начале. Этот алгоритм нужно будет продолжать, пока не выйдете из лабиринта.

Зачем нам нужен лабиринт?

Вы часто встречаетесь с разными препятствиями, играя во дворе на игровой площадке или в компьютерные игры. Пре­одоление таких препятствий — доказательство правильного достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь пра­вильно создавать алгоритм. Такие различные пути и препят­ствия можно назвать лабиринтом.

Лабиринт — сложная структура, состоящая из разных путей W к выходу.

Вспомните!
•   В каких формах может быть представлен алгоритм?

•   Назовите формы записи алго­ритмов.

Вы узнаете:
понятие «лаби­ринт»; поиск путей из лабиринта; как создавать алгоритмы выхода из виртуального лабиринта; как создавать алгоритмы выхода из лабиринта.
Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, ого­роженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуаль­ный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены.

Сколько выходов может иметь лабиринт?

Способов выхода из лабиринта в зависимости от сложности может быть несколько (рис. 67). Правильно будет выбрать самый эффективный метод.

В основном лабиринт используется для решения математиче­ских задач и выполнения логических заданий. При их решении развивается логическое мышление.

Рис. 67. Лабиринты, виртуальные лабиринты

Виртуальные лабиринты встречаются в играх по Сети, в которых нужно проходить через различные преграды и преодолевать препятствия. Во многих случаях они бывают в детских играх. На сегодняшний день они также имеются в 3D-формате. Это приключенческие игры, в которых пред­стоит выбраться из запутанной ситуации. Сложность пре­одоления виртуальных лабиринтов заключается в том, что запутанные локации изобилуют разнообразными ловушками и препятствиями.

Лабиринт называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания, тренажером для мозга. Рассмотрим алгоритм поиска путей из лабиринта (рис. 68).

Рис. 68. Выход из лабиринта

Кто из детей найдет правильный путь из лабиринта и сможет дойти до flash-карты?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.