Информатика. 5 класс. Копеева Г.А., Дильманова У.М.

Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.
Предисловие 4
Глава I. КОМПЬЮТЕР И БЕЗОПАСНОСТЬ 5
§ 1. Как не навредить себе при работе за компьютером? 6
§ 2. Какие важные устройства есть в компьютере? 11
Итоговые тестовые задания к главе 1 19
Глава II. БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ 21
§ 3. Всемирная сеть Интернет 22…..

Информатика. 5 класс. Копеева Г.А., Дильманова У.М.

Информатика. 5 класс. Копеева Г.А., Дильманова У.М.

Моя первая программа

Вы уже знаете, что такое алгоритм и что некоторые задачи можно решить с помощью последовательного выполнения простых действий. Для выполнения алгоритма на ком­пьютере нужно записать его в виде программы (рис. 69). Для это нужно подготовить алго­ритм, затем написать программу на языке программирования. В итоге текст программы является полностью законченным, описанным на языке программирования алгоритмом.

Затем этот текст программы обрабатыва­ется специальными служебными приложе­ниями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код, либо исполняется.

Что такое язык программирования?

Язык программирования — искус­ственный язык. От естественного он отлича­ется ограниченным числом «слов», значение которых понятно транслятору, и очень стро­гими правилами записи команд (операторов).

Scratch (Скретч) — это визуальная объектно-ориентированная среда програм­мирования, предназначенная для уче­ников начальных классов и среднего звена (рис. 70). Среда программирования Scratch создана как продолжение языка програм­мирования Лого и конструктора Л его. В Scratch программы состоят из графических блоков.

Вспомните!
Что такое алгоритм? Как пишется алгоритм? Какие виды напи­сания алгоритма существуют?
Вы узнаете»
о языке програм­мирования; о среде програм­мирования Scratch (Cкретч).

Рис. 69.

Программирование алгоритма
Это интересная среда программирования, которая дает воз­можность создавать проекты, эффективно применять команды алгоритма и создавать алгоритмы.

Рис. 70. Среда программирования Scratch

Программа — это алгоритм, написанный на каком-либо языке программирования, набор команд, понятных для компьютера. Команда — действия, которые компьютер должен выполнить.

Рис. 71. Сходство конструктора Лего и блоков программы

 

Как вы сами видите, в данной среде программирования можно собрать блоки так же, как и в конструкторе Лего (рис. 71). Если в конструкторе для сбора любой фигуры один блок поста­вить неправильно, то не получится желаемая фигура. Так и в среде программирования Scrateh, если неправильно соста­вить алгоритм программы, то программа не выполнится.

Это интересно

Команда исследователей «Lifelong Kindergarten Group» Массачусетского технологического инсти­тута под руководством Митчелла Резника (род. 12 июня 1956 г.) в 2003 году приняла решение создать доступный язык программирования. Они создали новое поколение таких средств — про­граммируемые кирпичики Лего, мультиагентная версия языка Лого, язык Scratch.

Узнавание

1.     Что такое программа?

2.     Что такое язык программирования?

3.     Что такое конструктор Лего? Где он применяется?

4.     Что такое среда программирования Scrateh (Скретч)?

5.     Что такое команда?

Понимание

1.     Почему в среде программирования Scrateh (Скретч) не пишется специальная программа?

2.     Зачем нужны языки программирования?

Запомните!

В Scrateh не пишут программу, ее собирают, как конструктор Лего.

3.     Почему игровая среда программирования формирует творческий поиск детей?

Анализ

1.     Сравните понятия «алгоритм» и «программирование».

2.     Проанализируйте картинку, скажите, в чем сходство с конструктором Лего?

 

Применение
1.    Нарисуйте проект желаемого дома и напишите алгоритм. Нарисуйте блок-схему.

2.     Дополните предложения, наберите на компьютере. Scrateh (Скретч) — визуальная объектно-ориентирован­ная среда программирования, предназначенная для уче­ников … классов и среднего звена. Среда программирова­ния … создана как продолжение языка программирования … и конструктора «Лего» … . В Scratch программы состоят из графических … .

Оценка

Как вы думаете, какой части юрты не хватает на ри­сунке? С какой части начинают конструировать юрту?

Вспомните!

•   Что такое программа?

•  Для чего исполь­зуются языки про­граммирования?

 Вы узнаете:

•   об игровой среде программирования;

•   о том, как пишутся языки программирования;

•   об интерфейсе среды программи­рования.
§ 21. Игровая среда программирования Scratch

Scratah — это среда программирования для создания анимационных сказок и игр, а также моделей. В настоящее время данная среда программирования доступна пользова­телям любого возраста. Она успешно приме­няется при изучении любых учебных пред­метов (математики, информатики, языков и т.д.). В ней можно совершать различные действия над объектами: передвигать, изме­нять вид, объединять с другими объектами и т.д. Сценарии в среде Scrateh создаются с помощью команд, которые представляют собой разноцветные, разных форм блоки. Блок — это минимальный фрагмент про­граммной среды Scratch. Язык Лого применяют для обучения языку программиро­вания. У него есть своеобразная особенность — он использует объект «черепаха».

Рис. 72. Конструктор Лего

На машинах третьего поколения ЭВМ стал применяться новый способ создания универсальных алгоритмических языков, что позволило создать среду программирования Scratch, базирующуюся на традициях языка Лого и использующую технологию хорошо известного конструктора Лего (рис. 72). Среда программирования Scratch 1.4 была выпущена 2 июля 2009 года, а Scratch 2.0 — 9 мая 2013 года.

Среду программирования Scratch можно легко и быстро скачать из Интернета. Про­грамму можно запустить, два раза щелкнув значок j’ . При первом запуске открывается интерфейс программы (рис. 73).

Рис. 73. Окно среды программирования Scratch

При запуске редактора всегда есть один персонаж — Кот (рис. 74), он же является символом Scratch.

Из библиотеки спрайтов можно добавить и другие персо­нажи. В среде программирования мы можем двигать нашего персонажа, рисовать, добавлять звуки и пользоваться всеми мультимедийными возможностями.

В среде Scratch есть множество функций, а также блоки команд (рис. 75) для написания сложных программ и игр. На следующих уроках мы подробно познакомимся с этими воз­можностями.

Рис. 75. Блок команды среды Scratch

 

Окно программы можно разделить на три части:

♦     1-я часть: Основное рабочее поле/сцена/;

♦     2-я часть: Блок выбора скриптов;

♦     3-я часть: Область скриптов.

Рис. 74. Спрайт

Каждая часть состоит из двух ячеек: верхней и нижней. Верхняя ячейка первого столбца состоит из строки Меню и ряда действий, выполняемых над объектами. Если щелкнуть на значок глобуса, можно будет поменять язык среды (рис. 76).

Верхняя ячейка второго столбца состоит из десяти разноцветных кнопок выбора скриптов (рис. 77). Нижняя ячейка второго столбца состоит из части выбора скриптов. Третья часть состоит из области размещения скриптов. Для выполнения действия нужно выбрать специальный визуальный динамический объект — спрайт. Соз­данные объекты будут видны на страничках спрайтов.

Рис. 77. Выбор скрипта
Информация о текущем спрайте видна в области скриптов. Скрипты, как и визуальное видео и звуки, являются частью спрайтов. Общие атрибуты по отношению к проекту можно при­вязать к сцене, потому что и у него есть скрипты, персонажи и звуки. Когда проект со скриптами будет готов, нужно нажать на кнопку полноэкранного режима, расположенную в верхней левой части экрана, в котором сцена займет весь экран, а все остальные области убираются.

( Изменение языка j

Рис. 76. Изменение языка интерфейса

Практически все управление системой сосредоточено в верх­ней части экрана. Программа включается при нажатии на зе­леный флажок Ґ* и останавливается при нажатии на красную кнопку ®1.

Для сохранения проекта из строки меню выбираем команду

Файл

Сохранить как

Даем название.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.