Информатика. 5 класс. Камолитдинова Д.

Учебник для 5 класса школ общего среднего образования.
В 5-ом классе вы впервые приступите к изучению нового предмета «Информатика». На уроках информатики вы получите новые знания и представления о компьютере, научитесь работать на нем, будете выполнять различные задания.
Надеемся, что наука информатика поможет вам лучше понимать происходящие вокруг вас события, станет помощником для обретения новых знаний.

Информатика. 5 класс. Камолитдинова Д.

Информатика. 5 класс. Камолитдинова Д.

1.     В редакторе Paint создайте рису­нок, как показано на картинке. Сохраните рисунок на Рабочем столе, загрузите в программу. Разработайте программу, ко­торая отражает диалог между двумя этими объектами.

2.     Выполните на компьютере.

1)    Подключите программу Scratch. Скачайте с Интер­нета картинки людей в казахской национальной одежде.

2)    Составьте диалог между двумя персонажами на тему «Праздник Наурыз».

Применение

3)    Сохраните проект под именем «Наурыз».

Как вы считаете, можно ли составить диалог о школе, в которой вы учитесь? Приготовьте опорную схему к своей идее и защитите ее.

§ 28-29. Использование линейных, разветвляющихся и циклических команд в игровой среде программирования

Вы уже знаете, что программа пишется с помощью алгоритмов, а алгоритм — это метод решения задач при помощи команд.

Как пишется алгоритм в среде программирован’. Scratch?

Вы узнаете:
о возможностях среды программи­рования Scrateh; о линейных, разветвляющихся, циклических командах; как использовать свои теоретиче­ские знания на практике.

Сценарий
Скрипт
Существуют несколько видов алгоритмов. Вы знакомы с линейным, разветвляющимся и циклическим алгоритмами. Алгоритм сце­нария и скрипта в среде программирования Scratch пишется в паре.

Алгоритм

В среде программирования Scratch при создании проекта используются линейная, разветвляющаяся и циклическая команды. Вспомним виды алгоритмов при работе в среде программирования.

В виде алгоритма

Рис. 95. Линейный алгоритм
Как вы помните, линейный алгоритм состоит из простых команд (рис. 95): дей­ствия выполняются последовательно друг за другом. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. В среде программирования Scratch линейные алгоритмы используются при движении про­стого объекта без помех и препятствий.

Чтобы понять разветвляющиеся и циклические команды алгоритма, нужно вспомнить блок управления, который мы в дальнейшем будем использовать в этих алгоритмах.

Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выпол­нено заданное условие. На рис. 96 показан пример цикличе­ского алгоритма в виде блок-схемы и в среде программирования Scratch.

Команды в структуре всегда исполняются

Появляется необхо­димость повторять команды несколько раз

Проверка условия. Действия в блоке по­вторяются, пока не выполнится условие

Рис. 96. Циклический алгоритм

Рис. 97. Выполнение циклического алгоритма

В этой программе можно продвинуть объект на пять шагов, при использовании циклического алгоритма действие можно повторять несколько раз (рис. 97).

Если условие будет вы­полнено, выполняется действие после слова то
Ждать пока условие не будет выполнено
Рис. 98. Разветвляющийся алгоритм
Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зави­симости от условия выполняется либо одна, либо другая после­довательность действий (рис. 98). Существует две формы вет­вления — неполная (когда присутствует только одна ветвь, т.е. в зависимости от истинности условия либо выполняется, либо не выполняется действие) и полная (когда присутствуют две ветви, т.е. в зависимости от истинности условия выполняется либо одно, либо другое действие).

Ввод

нет (-) 1
Условие

Команда 1
 
Команда 2
Конец

Если нажать на кнопку направления в этой программе, то персонаж доходит до стены, затем разворачивается и идет обратно. Если не нажать на кнопку, то выполняется действие если. Если не нажимать на команду направления, то играет звук мяу. Так выполняется разветвляющийся алгоритм (рис. 99).

Рис. 99. Выполнение разветвляющегося алгоритма

1.     Какие виды алгоритмов вы знаете?

2.     Какие блоки используются в линейном, разветвляю­щемся и циклическом алгоритмах?

3.     Как используются команды цикла в Scratch?

4.     Как используются команды разветвляющегося алго­ритма?

5.     Какие блоки используются для применения команды?

6.     Какие блок-схемы используются в циклическом алго­ритме?

7.     Из каких блоков состоят разветвляющиеся алгоритмы в Scrateh?

 

1.     Почему в среде программирования Scrateh мы исполь­зуем разные виды алгоритмов?

2.     Почему при создании скриптов ставится условие?

3.     Почему возникает необходимость повторять одно и то же действие несколько раз?

Анализ

Определите, какой вид алгоритма был использован.

Алгоритм приготовления чая:

Начало.

Ополоснуть чайник горячей водой. Положить чай в чайник. Налить кипяченную воду. Подождать 3-5 минут. Налить в чашку чай. Конец.

В чем разница между разветвляющимся и цикличе­ским алгоритмами?

Синтез

1. Дайте определение и приведите примеры.

Линейный
Циклический
Разветвляющийся
алгоритм
алгоритм
алгоритм
 

2. Разгадайте ребусы.

Применение

Выполните на компьютере.

1.     Создайте проект, чтобы выполнить линейный алгоритм. Из библиотеки выберите персонаж Девочка.

2.     Включите программу, пусть персонаж пере­двинется на пять шагов вперед, оттолкнувшись от стены, вернется об­ратно. Это движение и действие повторите несколько раз.

3.      Выполните программу точно по картинке. Какой алгоритм был использован в данном случае?

Оценка

1. Правильно заполните данную цепочку. Подумайте, ка­кую команду вы использовали.

2. Составьте линейный, разветвляющийся и циклический алгоритмы.

§ 30. Новый объект и создание костюма

В среде Scratch имеется готовая коллекция спрайтов и фонов. Мы используем их в ходе создания программ.

Что делать, если во время создания какой- нибудь сцены или программ. отсутствуют нужные объекты?

Вспомните!

Какой блок используется, чтобы добавить анимацию? Какие команды используются, чтобы добавить анимацию?
 Вы узнаете»

как создать новый объект;

как использовать графический редактор; как изменить костюм спрайта.
В среде Scratch нужные объекты можно рисовать самим. Здесь есть встроенный редактор, позволяющий создавать спрайты. Чтобы его запустить, нужно нажать на кнопку Рисовать новый объект в ячейке, где отображаются объекты программы (нижняя правая ячейка Scratch) (рис. 100).

 
Рис. 100. Создать новый спрайт

Описание графического редактора

В среде Scratch имеются два встроенных графических редак­тора: растровый и векторный. Отличие заключается в том, что в растровом редакторе изображение складывается из отдельных точек — пискелей, а в векторном редакторе изображение стро­ится из отдельных примитивов: линий, прямоугольников, окружностей.

Если вы знакомы с любым графическим редакторам, то легко разберетесь, как работать в редакторе Scratch (рис. 101).

Кнопки для рисования:

Й Й + — изменяет размер объекта, поворачивает его по часовой и против часовой стрелки, переворачивает объект по горизонтали и вертикали;

І-МИІГ — импортирует готовый объект, чтобы изменить его; выбирает и добавляет костюм из библиотеки костюмов;

— полностью очищает рабочую зону; I — рисует произвольные и кривые линии с различными эффектами;

44 — проводит прямую линию; Ш — рисует прямоугольник; • — рисует эллипс или окружность;

позволяет ввести в поле рисунка произвольный текст;

^ — заливает основным цветом замкнутую область рисунка при щелчке левой кнопкой мыши в этой области (рис. 102); & — стирает выбранные участки изображения; ^ — позволяет перемещать, вращать и изменять размер изо­бражения, ограниченного выделенной областью; ^ — удаляет фон;

Рис. 102. Палитра цветов

Рис. 101. Графический редактор Scratch

А — позволяет дублировать (копировать) объект.

Создание объекта

Создадим в Scratch такую программу: на сцене находится смайлик, пульт и указатель. В зависимости от того, где ука­затель располагается на пульте, смайлик меняет выражение своего «лица». Положение указателя определяется с помощью цвета, а не координат. Для создания этой программы нам пона­добятся объекты, указанные на рис. 103.

Рис. 103. Нужные объекты программы Рис. 104. Создать костюм

Нарисуйте что-то подобное в Scratch самостоятельно. Назо­вите объекты «Указатель», «Смайлик» и «Пульт цвета».

Создание костюмов

В программе должен быть изменен эмоциональный смайлик. Для изменения объектов в Scratch используются костюмы. Каждый объект имеет хотя бы один костюм. Для этого нужно перейти на вкладку костюмы. Чтобы добавить новый костюм, надо нажать на кнопку Рисовать, Импорт или Камера. Однако чаще всего, придется изменять уже готовый костюм. В этом случае копируют уже существующий костюм, а затем редакти­руют его.

Для эмоционального смайлика необходимо приготовить пять разных костюмов (рис. 104).

Создание программы

Для указателя и эмоционального смайлика создадим такой скрипт (рис. 105).

Рис. 105. Скрипты указателя и эмоционального смайлика

Чтобы сделать цвет четким, в сенсорном блоке выполняется команда Касается цвета. Для этого необходимо выбрать нужный цвет на пульте цвета.

Запомните!

Растровое (от лат. rastrum — «грабли») изображение состоит из раз­ноцветных точек (пикселей). Если мы увеличим растровое изображение, каждая точка будет изменена на квадрат (рис. 106). Векторное же изобра­жение может быть увеличено или уменьшено без потери качества.

Важная информация

Основные цвета
Гармонирующие цвета и оттенки
Красный
зеленый, синий, синевато-зеленый, серый
Розовый
бордо, коричневый, серый
Оранжевый
небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый
Коричневый
беж, синий с зеленоватым оттенком, серый, золотистый
Желтый
зеленый, коричневый, золотистый
Голубой
красный, коричневый, синий, оранжевый
Синий
красный, серый, золотистый, бордо
Фиолетовый
золотистый, желтый, оранжевый, зеленый, светло-зеленый, травяной, цвет морской воды
Сиреневы.
серый, каштановый, светло-фиолетовый
Бордо
зеленый, сине-зеленый, серый, розовый, синий
Серый
черный, зеленый, красный, синий, розовый, желтый, голубой
 

Узнавание

1.     Как создать рисунок в среде Scratch?

2.     Какие изображения используются в среде Scratch?

3.     Что означает слово «растр»?

4.     Какие кнопки используются при создании нового объ­екта?

Понимание

1.     Почему вводятся изменения для объектов?

2.     В среде программирования Scratch используется сход­ство графических возможностей. Объясните причину.

3.     Почему изображение увеличивается в ходе изменения растрового изображения?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.