Информатика. 5 класс. Болтаев Б., Махкамов М. и др.

Учебник для 5 класса средней общеобразовательной школы. Перевод с узбекского языка: Мухтар Махкамов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
Урок 1. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы 4
Урок 2. Компьютер. Основные устройства компьютера и их функции 8
Урок 3. Операционная система Windows 13
Урок 4. Работа в среде Windows 17
Урок 5. Упражнения по работе вереде Windows 21
Урок 6. Знакомство с клавиатурой 22

Информатика. 5 класс. Болтаев Б., Махкамов М. и др.

Информатика. 5 класс. Болтаев Б., Махкамов М. и др.

Выполните задание на компьютере. Выберите для персонажа рисунок Рыба. Выберите для персо­нажа два костюма. Посмотрите результат и сравните с примером 2.

Выполните на компьютере.

1.     Выберите любой персонаж. Передвиньте персонаж впе­ред на 10 шагов. Сделайте так, чтобы персонаж передви­гался вверх, когда дойдет до правого края.

2.     Создайте анимацию для следующего персонажа: началь­ное место персонажа — нижняя часть правого края, он должен передвигаться до середины экрана и вернуться в исходное место.

Оценка

1.     Какие команды и скрипты вы использовали при разра­ботке анимационных проектов? Для чего в проектах используются анимационные эффекты? Поделитесь сво­ими мыслями.

Применение
2.     Как вы думаете, используется ли программа Scratch при создании современных мультфильмов?

§ 26. Добавление звуковых эффектов в проект

Вспомните!

Как применяется новый объект к проекту? Как применяется анимация к объекту? Какие команды предназначены для применения анимации?

 Вы узнаете»

как работать со звуковыми блоками;

как добавить звук в проект; как добавить движения к разным объектам; как разработать программу с применением звуковых команд.

Как вы думаете, какова важность применения звуков в проекте?

Звуковые эффекты делают любые ком­пьютерные работы (видеоролики, презен­тации, электронные книги или же среду про­граммирования Scratch) более красочными и яркими. В данной программной среде для оживления сцены и спрайта можно приме­нить как графические эффекты, так и зву­ковые. В блоке Звук есть три кнопки для этого действия:

♦    выбрать из библиотеки звуков (рис. 89);

♦    записать новый звук (рис. 90);

♦    применить, выбрав из файла.

Рис. 89. Выбрать звук Рис. 90. Применить звук

Пример:

1.     Из библиотеки спрайтов (папка «Люди») добавить один пер­сонаж.

2.     В закладке Костюмы выбрать три вида костюмов для спрайта.

 

3.    Активировать меню Фон и выбрать подходящий фон, затем в закладке Звуки выбрать звук. Добавить выбранный звук в проект.

4.    Создать программу для Спрайті (рис. 91).

Рис. 91. Скрипты

 

5.    Теперь активировать сцену и создать на ней выбранные скрипты.

6.    Посмотреть проект в полноэкранном режиме. Запомните!

В среде Scratch из любой папки компьютера можно применить звуки с расширением wav, mp3.

1.     Как действия нужно применить, чтобы добавить звук?

2.     Как записать звук?

3.     В каких папках находятся звуки?

4.     С какими расширениями звуков можно работать в среде Scratch?

Понимание

1.     Для чего используются звуковые эффекты в программе?

2.     Звуки можно загрузить разными путями. Объясните, как это можно сделать.

Анализ

1.     Какова важность применения звуковых эффектов в среде программирования Scratch?

2.     Какие еще возможности данной среды можно использо­вать?

і
3.     Какие крупные проекты можно разработать в среде про­граммирования Scratch?

Синтез

Найдите соответствия между данными кнопками и ко­мандами блоков и их функциями.

Выбрать из библиотеки звуков

Применить звук

Записать новый звук
Барабан играет указан­ное количество тактов

Выбрать из файла

Применение

1. Создайте программу соответственно данному рисунку. Проверьте и объясните, как работает созданная вами программа.

2.     Выберите вместо спрайта персонаж Конь:

♦    создайте программу, где Конь движется и танцует (казахскую народную музыку);

♦    сохраните и проверьте программу.

3.     Выберите вместо спрайта персонажи Щенок и Цыпле­нок:

♦    примените к каждому персонажу звук;

♦    сохраните и проверьте программу.

4.     Подберите к каждой кар­тинке соответствующий смайлик.

♦    скачайте соответствующие звуки;

♦    проверьте правильность выполнения программы.

Оценка

Проведите игру «Немое кино»: вдвоем с товарищем придумайте небольшой бессловесный диалог, состоящий только из мимики и жестов. Предложите зрителям опре­делить содержание этого диалога. Установите, правильно ли вас поняли зрители и почему. Что вы знаете об эпохе немого кино?

§ 27. Создание диалога в игровой среде программирования

При разработке любого проекта в игровой среде программирования Scratch важное место в программе занимают диалоги, которые применяются при создании мульт­фильма, сказки и др. Используя скрипты диалога, можно составить речь любого пер­сонажа. Можно рассказывать историю, опре­делять, что должен делать каждый герой в каждый момент и сразу это воплощать в скриптах. В результате может получиться интересное событие.

Давайте вспомним команды блоков для создания диалога.

Команды блоков
Функции
 
Персонаж будет «говорить» в течение указанного количества секунд
 
Персонаж будет «думать» в течение указанного количества секунд
Персонаж будет «думать»
Персонаж будет «говорить»
 

Давайте теперь рассмотрим пример диалога между двумя персонажами. Для этого мы должны сначала выбрать их, например Меруерт и Диас (рис. 92).

Вспомните!
Какие действия можно применить в проекте? Какого цвета блок Внешность?
Вы узнаете:
как создать диалог между пер­сонажами в среде программирования Scratch; как создать анимацию проекта и события.
Представим, что в середине диалога поменяется фон. Для этого мы выбираем два разных фона (рис. 93). Чтобы персонажи во время диалога двигались, вы можете выбрать 3-4 разных костюма.

Рис. 93. Вид фона

 

Для Меруерт и Диаса мы создаем такой диалог (рис. 94):

—   Привет!

—   Как ты?

—   Хорошо. Как тебя зовут?

—   Диас, а тебя?

—   Меруерт. Сколько будет, если к 4 прибавить 4?

—   Ммм, 8?

Рис. 92. Выбор персонажей

—   Правильно.

—   До свидания!

—   До встречи!

Чтобы в среде Scrateh создать диалог, нужно приготовить разные скрипты для каждого персонажа.

Для Меруерт и Диаса можно использовать такие скрипты (рис. 94).

Рис. 94. Окно диалога

В результате диалог Диаса и Меруерт выполняется на двух различных фонах. Вы можете составить диалог, используя разные скрипты для объектов, позднее можно создать свои соб­ственные диалоги.

Запомните!   

В среде Scracth алгоритм для создания диалога каждого спрайта форми­руется отдельно!

1.     Какие скрипты блока Внешность вы знаете?

2.     Что такое диалог в среде программирования?

3.     Можно ли применять фон и анимацию во время диалога?

4.     Что такое костюм персонажа?

Понимание

1.     Для чего создаются диалоги во время проекта?

2.     Почему создаются отдельные скрипты в ходе диалога?

Функции
3.     Почему меняются фоны в ходе диалога? Объясните причину.

Анализ

Определите, для чего предназначены данные команды блоков, запишите ответы в тетрадях.

Команды блоков

Синтез

Поделитесь своим мнением о важности диалога в про­екте (напишите эссе).

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.