Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 6 классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя. В учебниках 5–6 классов представлено введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7–9 классах.

Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.

Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.

Компьютерные технологии — технологии работы с данны­ми, основанные на применении компьютеров.

Компьютерные технологии ис­пользуют для хранения, переда­чи, обработки, защиты и воспро­изведения информации. Часто их называют информационными тех­нологиями (ИТ) или информаци­онно-коммуникационными техно­логиями (ИКТ). С ИТ вы будете знакомиться на протяжении всего времени изучения учебного пред­мета информатика.

Информатика — наука, изу­чающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением компьютерных технологий в различных сфе­рах человеческой деятельности.

Информатика включает разные группы дисциплин, объединенные общим предметом изучения — информацией. Важнейшие из них: теория информации, теория алгоритмов, программирование, устройство компьютера, информа­ционные технологии и др. Основы некоторых дисциплин вы постиг­нете в процессе изучения учебного предмета информатика.

1.  Что такое информация?

2.  Какими свойствами обладает информация?

3.  Каким образом представляются данные, которые может исполь­зовать человек?

4.  В чем отличие понятий информация и данные?

5.  Что изучает наука информатика?

6.  Какие дисциплины включает в себя информатика?

Упражнения

1 Приведите примеры текстовых, графических, звуковых сообщений.

2        Назовите способы, которыми представлены нижеперечисленные со­общения.

1.  Звонок на урок.

2.  Картина в музее.

3.  Рассказ в книге.

4.  Объяснение материала учителем.

5.  Рекламный видеоролик.

6.  Штрих-код на упаковке товара в магазине.

7.  Дорожные знаки, указывающие направление поворотов.

8.   Пение канарейки.

9.  Школьная историческая карта.

3     Приведите пример данных, представленных на формальном языке.

4        Маша включила телевизор и услышала прогноз погоды на завтра. Какими свойствами обладает полученная Машей информация для каж­дого из нижеперечисленных случаев?

1.  Демонстрировали художественный фильм, а Маша попала на эпизод, в котором прогноз погоды слушал главный герой.

2.   Передавали программу новостей на японском языке, которого Маша не знает.

3.   Шла программа новостей регионального телевидения.

4.   Показывали исторический очерк о событиях 1978 г.

5       Приведите пример представления одного и того же сообщения раз­ными способами.

6 Определите, в каком виде представлены данные.

3. Информатика — наука, изучающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением ком­пьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

7. Подготовьте сообщение на одну из тем.

1.  Искусственный интеллект.                   3. Робототехника.

2.   «Умные» гаджеты.                                  4. Кибернетика.

Пример 2.1. Применение ком­пьютера в медицине.

§ 2. Технические средства для работы с информацией

2.1. Современные устройства для работы с информацией

Одним из самых распростра­ненных устройств для работы с данными является компью­тер. Компьютер может получать данные от человека или друго­го устройства, хранить и обра­батывать данные, передавать их человеку или другому устрой­ству.

Компьютер — универсаль­ное устройство для работы с данными.

Сегодня компьютеры исполь­зуются практически в любой сфере деятельности людей (при­меры 2.1—2.3). Они являются незаменимыми помощниками человека в науке, инженерных расчетах, производстве станков и автомобилей. С помощью ком­пьютеров создают анимационные фильмы и музыкальные произве­дения. Компьютеры находят при­менение в быту и в сфере услуг.

Компьютеры хранят данные о книгах в библиотеке и о лекар­ствах в аптеке. Литературные и музыкальные произведения, теа­тральные постановки и концерты любимых артистов можно хра­нить на компьютере в электрон­ном виде.

Пример 2.2. Использование компьютера на производстве.

Пример 2.3. Автоматизиро­ванная система доставки книг, используемая в Национальной библиотеке Беларуси.

Пример 2.4. Устройства для работы с данными.

Кроме компьютеров, с дан­ными могут работать и другие устройства. К ним можно отне­сти смартфоны, навигаторы, бан­коматы, инфокиоски, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и др. (пример 2.4). Все эти устрой­ства позволяют пользователю ввести данные, обработать за­прос, вывести результат, сохра­нить или передать информацию.

Пример 2.6. В кабинете ин­форматики запрещается:

В современную бытовую техни­ку (стиральные машины, мульти- варки, СВЧ-печи, пылесосы и др.) часто встраивают компьютеры, которые позволяют выбирать ре­жим работы в зависимости от за­просов пользователя (пример 2.5).

Компьютерные устройства ис­пользуются в системах управле­ния судами и самолетами, стан­ках с программным управлени­ем, медицинском оборудовании и т. д.

2.2. Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе

Изучение информатики прохо­дит в кабинетах, оборудованных компьютерной техникой, требу­ющей бережного обращения. Та­кая техника подключена к элек­трической сети с напряжением, опасным для жизни человека.

Для сохранения здоровья и поддержания техники в рабочем состоянии необходимо строго со­блюдать правила работы и без­опасного поведения в компьютер­ном классе:

Пример 2.5. Бытовая техни­ка со встроенными компьюте­рами.

1. Занимать рабочее место за компьютером можно только по­сле разрешения учителя.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.