Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы

Настоящий сборник программ по информатике для 5-6 и 7-9 классов предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике.

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы

§10. Единицы измерения информации

§11-12. Программное обеспечение (ПО)

Глава ІІІ
§13. Проектная работа «Создание и обработка растровых изображений»

§ 9. Информация вокруг нас

Из курса начальных классов вы знаете, что информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобра­зования информации с помощью компьютеров (рис. 38). А информация (с лат. information — «пояснение», «данные») — это совокупность каких-либо сведений или данных, передава­емых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

Понятие «информация» очень часто встре­чается в жизни и в разных сферах, таких как информатика, экономика, физика, философия, биология и т.д. Каждый день мы получаем сведения из окружающей среды. К при­меру, посмотрев в окно, мы можем дать информацию о погоде.

Рис. 38. Устройства, передающие информацию

Вспомните!
Что такое информатика, что она изучает? Для чего использу­ется компьютер на уроках инфор­матики?
(j0) Вы узнаете:
понятие инфор­мации;

виды информации (форматы); о хранении, обработке, приеме информации.
Информация — это любые сведения, принимаемые, переда- W ваемые и сохраняемые различными источниками.

Для чего нужна информация?

Полученную информацию че­ловек запоминает, записывает, пе­редает другому человеку. Каждый человек воспринимает информацию по-своему (рис. 39).

Существуют разные способы вос­приятия информации человеком,      рис. 39. обработка такие как зрительная, обонятель- информации ная, слуховая, тактильная, вкусо­вая (рис. 40). С помощью зрения

человек получает примерно 80-90% информации, с помощью слуха 6-10% и с помощью остальных органов чувств — 4-6% информации.

На уроках звонок на перемену мы воспринимаем с помощью органа слуха, то есть ушами. Источник информации — звонок — сообщает о перемене, а приемник информации — человек — пони­мает, что урок окончен (рис. 41).

Рис. 40. Виды информации (по способу восприятия)

 Рис. 41. Передача информации

Виды информации

В окружающей нас среде есть разные виды информации. По способу представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и мультимедийную (рис. 42).

Рис. 42. Виды информации

Рассмотрим основные виды информации (рис. 43). Инфор­мация в виде слова, текста, рассказа называется тексто­вой информацией. Некоторая информация дается нам в виде рисунков, таблиц, схем. Ее мы называем графической инфор­мацией. Иногда информация дается нам в виде числовых указа­телей: числа, некоторые вычисления, информация, сделанная специальными измерениями. Это числовая информация, которая может быть понятна без рисунков и текстов.

Любая последова­тельность символов компьютерного ал­фавита
Графическая информация

Рис. 43. Основные виды информации
Текстовая информация

Числовая информация

Какими свойствами обладает информация?

Одна информация в разных ситуациях может быть актуаль­ной и неактуальной. Допустим, что вы узнали, что сегодня в 14.00 будет интересная постановка, то данная информация актуальна для сегодняшнего дня. Это значит, что информация имеет свойство быть актуальной. Если мы скажем, что сегодня будет постановка, то это неполная информация, потому что не было сказано, что она состоится в 14.00. Если информация подробная, тогда это свойство информации называется полнотой. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Информация ясная, если она выражена на языке, доступном для получателя (рис. 44).

Свойства информации

( Актуальность) ( Полнота ) ( Полезность ji ( Ясность j

Рис. 44. Свойства информации

Мы получаем информацию из Интернета, газет, журналов, телевизора, услышанного, увиденного и т.д. Мы не только запо­минаем информацию, но и распространяем ее на бумаге, через диски и другие носители информации. Это называется инфор­мационным процессом (рис. 45).

Хранение информации

 

Рис. 45. Информационные процессы

Узнавание

1.     Что такое информация? Какие виды информации вы знаете?

2.     Какие виды информации может воспринимать человек?

3.      Как и где можно хранить информацию?

Передача информации

Поиск информации
Обработка,создание информации

1000000. 010′ ‘010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 .0 10 0100 0101 1010 1000 0001
1100 0000 1100 0001 1100 0010
1111 1110
Кодирование информации
4.     Как передается информация от источника к приемнику?

5.      Что называется информационным процессом?

Понимание

Почему мы воспринимаем информацию через органы чувств? Расскажите по картинке о способах восприятия информации.

Анализ

Сравните свойства информации.

Заполните таблицу в тетрадях.

Вид передачи информацг.
Вид восприятия информации
Форма восприятия информации
Таблица умножения
 
 Рисунок, схема передвижения автобуса
 
 Гром, крик птицы, звонок телефона
 
 Стихотворение в учебнике
 
 Просмотр фрагмента из видео­фильма «Обработка информа­ции» (https://www.youtube.com)
 
 Применение

Выполните на компьютере.

Составьте по картинке рассказ об источниках и прием­никах информации. Дайте название тексту, напечатайте рассказ на компьютере и сохраните.

Посмотрите на картинки, определите виды информа­ции. Как вы думаете, часто ли мы применяем эти виды информации в повседневной жизни? Приведите примеры.

[свернуть]

Похожие страницы