Информатика в играх и задачах. 6 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И. и др.

Комплект «Информатика в играх и задачах», состоящий из учебного пособия, контрольного материала и пособия для учителя, предназначен для проведения уроков информатики в 6-м классе средней общеобразовательной школы (для изучающих информатику по Образовательной системе «Школа 2100») и ориентирован на развитие логического и системного мышления учеников. Данное учебное пособие соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Информатика в играх и задачах. 6 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И. и др.

Информатика в играх и задачах. 6 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И. и др.

Каждую секунду своей жизни человек имеет дело с такими процесса­ми, как хранение, передача и обработка информации.

Где хранит человек информацию? Приведите примеры

древних и современных носителей информации.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи ин­формации. Как происходит процесс передачи информации? Для передачи информации на большие расстояния человек использует различные способы связи.

К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

Передача может происходить при разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи. К техническим средствам связи относятся телефон, радио, телевидение. Все они называются каналами передачи информации.

Передача информации — физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение информации в про­странстве.

Для передачи информации должен быть источник, для приема — приёмник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приёмник ее получает (воспринимает). Передачу информации можно пред­ставить в виде схемы (рис. 20):

Источник — информация
Приёмник — информация
Канал связи

информация Рис. 20. Схема передачи информации

Процесс передачи информации бывает односторонним или двусто­ронним. В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Искажения возникают, если каналы связи плохого качества или на линии свя­зи действуют помехи (шумы). К примеру, плохая телефонная связь вызывает затруднения в общении.

Односторонний информационный канал передачи — от источника к приёмнику.

Двусторонний информационный канал передачи — как от источника к приёмнику, так и в обратном направлении.

В системе передачи информации различают 3 направления (рис. 21):

От человека к человеку

Для передачи информации на близ­ком расстоянии существует язык, который позволяет сообщить по­лученные сведения другому чело­веку

От человека к компьютеру

Передача информации от человека к компьютеру происходит при напи­сании программы, создании текста, рисунка, видеофильма и т.д. В свою очередь компьютер может прини­мать и обрабатывать команды, отображая результат обработки на экране дисплея

От компьютера к компьютеру

Передача информации от компью­тера к компьютеру происходит посредством дополнительных ус­тройств: флеш-карты, Интернета и т.д.

Рис. 21. Три направления системы передачи информации

Приведем примеры передачи информации. Например, при чтении кни­ги или просмотре телепередачи человек является приёмником информации. А когда он отвечает на вопросы, работает над проектом или сочинением, — источником информации.

Какие способы передачи информации существуют?

Зрение — визуальная
Первоначально человек получает сведения при помощи органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания (рис. 22).

Слух — аудиальная

Обоняние — обонятельная

Вкус — вкусовая

Осязание — тактильная

Рис. 22. Способы восприятия информации

Более 90% информации человек получает через зрение и слух, и она воспринимается человеком в речевой форме.

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (или знаковой) информацией.

Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем и передаем. Такую информацию называют образной. Например: пение птиц, шум прибоя, картины природы, живопись и т.д.

Передача информации осуществляется в разных системах: социаль­ной, биологической и технической. К социальной системе относится любая информация в обществе. Это взаимодействие людей друг с другом и обмен информацией посредством органов чувств.

Примером передачи информации в биологической системе является человеческая клетка. Каждая клетка содержит 75 мегабайт генетической ин­формации. Это равно десяти клеткам информации, помещающейся на один компакт-диск.

Технические системы — это радио, телефоны, Интернет и компьюте­ры, позволяющие передавать информацию намного проще и быстрее.

Знание и понимание

1.  Какие вы знаете процессы, связанные с информацией?

2.   Как вы понимаете понятие «средства связи»?

3.   Каким образом осуществляется передача информации?

4.    Объясните схему передачи информации. Приведите примеры из окружающего мира.

5.    В какой форме чаще всего происходит передача информации между людьми?

6.    Может ли происходить передача информации между людьми в образной форме? Если да, то приведите примеры.

7.   Приведите примеры передачи информации в разных системах: социальной, биологической и технической.

Применение

1.   Приведите примеры разных способов передачи информации че­рез пять органов чувств человека.

2.     Ниже представлены несколько ситуаций, в которых осуще­ствляется передача информации. Определите, кто или что являет­ся источником, а кто или что — приёмником информации. Подпи­шите на рисунках источники и приёмники.

А) Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрестку (рис. 23).

Рис. 23. Переход дороги В) Школьник учит уроки по учебнику (рис. 24).

Рис. 24. Чтение учебника С) Вы набираете телефонный номер для того, чтобы позвонить другу (рис. 25).

Рис. 25. Звонок другу

Анализ

Может ли быть один приёмник информации, а источников не­сколько? Или наоборот: источник один, но много приёмников? Может ли быть взаимный обмен информацией между приёмником и источником информации? Приведите примеры.

Синтез

Заполните таблицу 4 недостающими действиями при передаче ин­формации.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.