Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Учебник Окружающий мир 4 класс. Перед каждым разделом учебного пособия сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контроля и оценки действий учащихся. В конце учебника помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». В учебнике продолжена реализация проектной деятельности детей.

Формат: pdf

Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

РУСЬ В XIII-XIV ВЕКАХ
1. Допиши предложение.
Поход монголов на Русь в 1237 году возглавил
2. Подчеркни название русского города, который монголы прозвали «злым» за упорное сопротивление.
Владимир, Смоленск, Киев, Козельск, Рязань, Мо сква, Новгород, Ростов, Суздаль, Полоцк.
3. Отметь правильный ответ.
Сражение русской дружины со шведами на реке Неве состоялось:
1) 5 апреля 1242 года
2) 15 июля 1240 года
3) 8 сентября 1380 года
4. Отметь правильный ответ.
Мамай, Дмитрий Донской, Челубей и Пересвет были участниками битвы на:
1) реке Неве
2) Чудском озере
3) Куликовом поле
4) Москве-реке
5. Подчеркни название города, который стал в пе риод княжения Ивана Даниловича центром воз рождения Руси.
Киев, Москва, Ростов, Новгород, Смоленск, Рязань, Тула, Ярославль, Полоцк.

6. Рассмотри рисунок. Подпиши название изображенной на нем битвы.

1. Прочитай описания. Распознай исторические личности и запиши их имена.
1) Князь, прославившийся как искусный политик, дипломат и талантливый военачальник. Он не проиграл ни одного сражения, а в возрасте 20 лет разгромил
шведских захватчиков. ______ _______ _______
2) Правитель, начавший собирать русские земли во круг Москвы. Он был бережливым человеком, но не ску пился подавать милостыню нищим.
3) Основатель Троицкого монастыря. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Благо словил князя Дмитрия Донского на борьбу с врагом.
2. Расположи события в хронологической последовательности.
1) Куликовская битва
2) Невская битва
3) осада Владимира полчищами Батыя
4) начало правления Ивана Калиты
5) битва на Чудском озере
3. Запиши ответы на вопросы.
1) Какой русский город оказался первым на пути монгольского войска?
2) Как называлось государство монголов?
3) Кем приходился князь Дмитрий Иванович Дон ской Ивану Калите?
4. Отметь верные утверждения.
1) Русская конница, внезапно ударившая из засады по монгольским войскам, предрешила победу рус ского войска на поле Куликовом.
2) После победы в Куликовской битве над Батыевой ордой возросло значение Москвы.
3) Куликово поле расположено между Невой и её притоком Охтой.
4) В Куликовской битве участвовали ратники из многих русских земель.

1. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Монголы — это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужна пища, поэтому племена переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Монголы жили в юртах — лёгких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили на повозки. Монголы были неприхотливым и очень тер пеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод.
Племена были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное», «терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 2-3 лет начинали ездить верхом и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.
Почему монголы обучали детей верховой езде с 2-3 лет?
2. Подумай, почему мы должны помнить о борьбе наших предков за независимость Руси. Напиши об этом 2-3 предложения.

Отметь правильный ответ.
Двуглавый орёл как государственный символ России впервые появился на печати:
1) Ивана Калиты 3) Ивана Четвёртого
2) Ивана Третьего 4) Фёдора Ивановича
2. Отметь правильный ответ. Прозвище Грозный получил:
1) Иван Третий 3) Фёдор Иванович
2) Иван Четвёртый 4) Михаил Фёдорович
3. Подчеркни название первой печатной русской книги.

РОССИЯ В XV-XVII ВЕКАХ

«Букварь», «Азбука», «Апостол», «Грамматика».

4. Рассмотри фотографию. Подпиши имя первопечатника, которому воздвигнут этот памятник.

5. Отметь правильный ответ.
Возглавил народное ополчение и повёл его на борьбу с польскими захватчиками в 1612 году:
1) царь Фёдор Иванович
2) Кузьма Минин
3) Дмитрий Иванович Пожарский
4) Михаил Фёдорович Романов
6. Допиши предложение.
Хан Ахмат двинулся в русские пределы в
1. Подчеркни названия народов, которые вошли в состав России во время правления Ивана Четвёртого.
Коми-зыряне, татары, чуваши, ненцы, марийцы, мордовцы, коми-пермяки, башкирские племена.
2. Установи соответствие с помощью стрелок.
1) Иван Четвёртый А) московский князь
2) Иван Третий Б) первый в истории России
3) Иван Калита царь
В) Государь всея Руси
3. Расположи события в хронологической последовательности.
1) избрание на царство Михаила Фёдоровича Рома нова
2) издание первой печатной русской книги
3) разгром поляков народным ополчением
4) начало правления Ивана Четвёртого
5) окончание зависимости Руси от Орды
4. 4 ноября мы отмечаем праздник «День народ ного единства». Напиши, с каким событием он связан. Когда произошло это событие?
5. Впиши пропущенные слова.
— это особо приближённые
вооружённые слуги Ивана Четвёртого.
это вольные люди.
это люди, преданные
своему Отечеству, народу и готовые к жертвам и подви гам во имя интересов своей Родины.
— это гражданские люди,
во время вражеских нашествий объединявшиеся в боевые отряды.
Слова для справок: ополченцы, патриоты, казаки, опричники.
1. Прочитай текст и ответь на вопросы.
1) Как назывался этот головной убор?
2) Какому русскому правителю он был преподнесён в дар?
3) Какой русский правитель первым венчался на царство в этом головном уборе?
4) Где и когда произошло это событие?
2. Рассмотри рисунки. Опиши изменения, которые произошли в облике Москвы при Иване Треть ем по сравнению со временем правления Ивана Калиты.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.