Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Федотова, Трафимова

Поделитесь страницей

 

Первая часть учебника формирует представление школьников о географической карте, физических телах, веществах и частицах; расширяет их знания о свойствах воды и воздуха. Учебник предлагает дополнительный материал для любознательных детей, а также материал для организации внеклассных занятий в условиях клубной работы. Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадями для самостоятельной работы №1, 2 и хрестоматией.

Формат: pdf

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Федотова, Трафимова

Полезные ископаемые, способы их добычи.
Практическая работа. Ознакомление с коллекцией полезных ископаемых.

План урока

1. Отгадывание загадки с целью организации класса и объявление темы урока. (Приложение 1).
2. Припоминание изученного о горные породы. Выполнение задания «Дополните предложение».(Приложение 2).
3. Чтение текста. Нахождение информации о том, что такое полезные ископаемые. Выполнение задания «Продолжите предложение». Работа в парах. (Приложение 3).
4. Называние по таблице твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых. Приведение собственных примеров полезных ископаемых . (Приложение 4).
5. Называние с иллюстрацией способов добычи полезных ископаемых. (Приложение 5).
6. Установление соответствия между названиями способов добычи полезных ископаемых и их изображением. (Приложение 6).
7. Распределения топливных, рудных и строительных полезных ископаемых в коллекции. Выполнение заданий. Работа в группах.(Приложение 7).
8. Презентация учениками полученной информации.
9. Установление соответствия между названиями полезных ископаемых и способом их использования человеком. (Приложение 8).
10. Выполнение поверочного задания по теме. (Приложение 9).
11. Описание по иллюстрациям использование человеком полезных ископаемых в хозяйственной деятельности . (Приложение 10).
12. Чтение стихотворения. Высказывание собственного обоснования необходимости экономного использования полезных ископаемых (письменно). (Приложение 11).
13. Презентации выполненного творческого задания.
14. Высказывания оценочных суждений о собственную работу и работу, проделанную одноклассниками .
15. Подведение итогов урока.

Приложение 1.

Отгадайте загадку, чтобы узнать тему урока.

Из-под земли их достают
И полезными все зовут.
Ну, а пользы много: будет тепла у вас хата,
Приготовить можно кушать, в транспорт сесть покататься.
Что же такое там достают, что «полезными» все зовут?
(Полезные ископаемые)

Приложение 3.

Прочитайте текст.
Что такое полезные ископаемые?

Недра земли, ее поверхность содержат многочисленные природные богатства. Все вещества, которые добывают из глубин и поверхности земли, используют в промышленности и сельском хозяйстве, называются полезными ископаемыми. Места, где залегают эти полезные ископаемые, называют месторождениями. Месторождения пород залегают в недрах земли на разной глубине.
Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными. Поэтому и добывают их по – разному. Чтобы добыть те, которые находятся неглубоко под землей, роют большие ямы-карьеры. А чтобы добыть те, которые скрыты глубоко под землей, строят шахты, бурят скважины.
Кто же помогает находить места с полезными ископаемыми? Поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Их еще называют разведчиками земных глубин. Это те люди, которые изучают из чего состоит наша планета. («Гео» — на греческом языке означает «земля». А «логос» – наука. Геология – наука о земле).
Каменный уголь, нефть, природный газ, торф, гранит, песок, глина, соль, железная руда – это все полезные ископаемые.

Найдите в тексте информацию о том, что такое полезные ископаемые. Обсудите в паре полученную информацию. Допишите предложения.

Приложение 4.

Назовите по таблице твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Дополните таблицу собственными примерами полезных ископаемых в различных состояниях.

Приложение 5.

1 группа

Прочитайте текст .

Когда-то нефть исчерпывали из колодцев ведрами. Копать их было чрезвычайно трудно. Находиться там можно было не более, чем 5 минут из-за ядовитых газов. Теперь используют мощную технику, которая выкачивает нефть из глубин земли. Нефть и природный газ добывают в скважинах. Для добывания их на суше и в морях сооружают буровые платформы. Они плавают на море или крепятся на вбитых в дно сваях.
Обсудите в группе полученную информацию о способах добычи полезных ископаемых. Назовите способ добычи нефти и природного газа.

2 группа

Прочитайте текст.
Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах Земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт . Современные шахты похожи на подземные заводы.
Чаще всего таким способом добывают уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни работников таких предприятий.
Уголь добывают в шахтах или открытым способом.

Обсудите в группе полученную информацию о способах добычи полезных ископаемых. Назовите способ добычи угля.

3 группа

Прочитайте текст . Рассмотрите иллюстрацию.
Чтобы добыть полезные ископаемые, которые залегают неглубоко под землей, роют большие ямы – карьеры. Это самый безопасный и дешевый способ добычи полезных ископаемых. В карьерах полезные ископаемые добывают открытым способом. Там работают мощные машины – бульдозеры, экскаваторы, которыми выкапывают полезные горные породы.
Гранит в большом количестве находится на поверхности земли, из него состоят горы, им устланы дно некоторых рек. Гранит добывают в карьерах.
В карьерах добывают известняк, глину, песок, торф и тому подобное.
Обсудите в группе полученную информацию о способах добычи полезных ископаемых. Назовите способ добычи гранита.

Приложение 6.

Установите соответствие между названиями способов добычи полезных ископаемых
и их изображением.

А Добычи в открытом карьере.
Б добыча в подземной шахте.
В добыче на буровой установке в море.
Г добыча на буровой установке на суше.
Приложение 7.

Практическая работа. Ознакомление с коллекцией полезных ископаемых

Рассмотрите коллекцию полезных ископаемых. Узнайте среди них те, о которых говорится в прочитанных вами текстах.
1 группа

Прочитайте текст.
Рудные полезные ископаемые – железная руда, медная руда — это ископаемые, из которых выплавляют металлы.
К рудным полезным ископаемым относится железная руда, из которой выплавляют и производят чугун и сталь. Из чугуна делают трубы, батареи отопления, ванны, посуда, некоторые детали машин. Сталь более прочная, чем чугун. Она куется, прокатывается в листы и проволоку. Из нее производят машины, трубы, инструменты, посуда.
Какие полезные ископаемые есть в рассматриваемой вами коллекции? Запишите их названия, свойства и использование
Прочитайте текст.

Не рудные, или строительные полезные ископаемые — это те, которые используют без переработки – гранит, щебень, галька, гравий, известняк, песок, глина. Из них изготавливают строительные материалы: цемент, кирпич,стекло, а также разнообразная посуда. К полезным ископаемым относится также каменная (поваренная соль), которая используется для приготовления пищи
Какие полезные ископаемые есть в рассматриваемой вами коллекции? Запишите их названия, свойства и использование

Установите соответствия между названиями полезных ископаемых и способом их использования человеком.

А Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен …. .
Б чтобы построить дома, нужно иметь много…….
В Для отопления домов, движения авто и самолет нужны ……..
Г Для изготовления разнообразных машин нужны металлы, которые выплавляются из… .
Г Чтобы изготовить тарелку, нужна…. .
Д Чтобы суп был вкусным, нужна… .

[свернуть]

Похожие страницы