Окружающий мир. 3 класс. Хрестоматия. Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

Книга является частью учебно-методического комплекта «Окружающий мир». Хрестоматия пробуждает интерес к изучению окружающего мира через чтение. Школьники откроют для себя новое в привычных явлениях природы, познакомятся с необычными растениями и животными. Помогут им система вопросов и заданий, формирующая навыки работы с текстом, и богатый иллюстративный материал.

Формат: pdf

Окружающий мир. 3 класс. Хрестоматия. Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

Понятие о сохранении тепла и электроэнергии в быту.

Средний уровень:
— распознает виды электростанций по их изображению;
— приводит примеры использования энергии Солнца, ветра и движущейся
воды человеком;
— объясняет по иллюстрациям использование энергии солнца, ветра и движущейся
воды человеком.

Достаточный уровень:
— находит необходимую информацию (по заданию учителя) в учебнике или других источниках о производстве человеком электрического тока, о путях потери тепла в доме и способы сбережения тепла и электроэнергии в доме (квартире);
— рассказывает с иллюстрацией о производстве электроэнергии на ТЭС;
— решает природоведческую задачу;
— воспроизводит в других видах деятельности знания о сохранении тепла в доме: составляет заметки на основе прочитанного;
— исследует, каким образом уменьшает потери тепла в доме его семья.

Высокий уровень:
— устанавливает соответствие между способом предотвращения потерь тепла в доме и его изображением;
— объясняет значение пословиц об энергосбережении;
— высказывает собственное мнение по сбережению тепла и электроэнергии в быту;
— составляет памятку «Как сохранить тепло в доме»;
— презентует образовательный продукт, находит способ его практического применения;
— выражает оценочные суждения о своей работе и работе одноклассников на уроке.
План урока
1. Отгадывание загадок с целью определения темы урока. (Приложение 1).
2. Называние изображенных на иллюстрации бытовых приборов и вида энергии, что его использует человек для их работы. (Приложение 2).
3. Определение видов электростанций с их изображением. Называние источников неисчерпаемой энергии. (Приложение 3).
4. Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Нахождение в тексте информации о производстве человеком электрического тока. Работа над содержанием прочитанного. Работа в парах. (Приложение 4).
5. Разказов за текстом и иллюстрацией о производстве электроэнергии на ТЭС. (Приложение 5).
6. Решение задачи природоведческой о бережное использование электроэнергии. Выражение собственного мнения по сохранению электроэнергии в быту. (Приложение 6).
7. Слушание сказки «Как Зайчик спас тепло очага» и беседа по прочитанным. (Приложение 7).
8. Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Нахождение информации о путях потери тепла в доме и способы сбережения тепла и электроэнергии в доме (квартире). Составление заметок к прочитанному. Работа в группах. (Приложение 8).
9. Представление и оценивание выполненной работы.
10. Называние по фотографии, сделанной тепловизором, мест наибольших потерь тепла в доме. Выполнение задания «Дополни предложение». (Приложение 9) .
11. Установление соответствия между способом предотвращения потерь тепла в доме и его изображением. (Приложение 10).
12. Объяснение значения пословиц. Выражение собственного мнения о необходимости сохранения тепла в быту. (Приложение 11).
13. Составление памятки «Как сохранить тепло в доме». Работа в группах.
14. Презентации выполненного творческого задания. Нахождение способа его практического применения.
15. Высказывания оценочных суждений о собственную работу и работу, проделанную одноклассниками.
16. Исследовательский практикум. Как уменьшить потери тепла в доме? («Спроси у родителей»). Ознакомление с задачами практикума и обсуждение его выполнения. (Приложение 12).
17. Подведение итогов урока.

Приложение 1.
Отгадайте загадку с целью определения темы урока.

Приложение 2.

Какие бытовые приборы изображены на иллюстрации? Назовите вид энергии, на котором они работают.

Приложение 3.

Рассмотрите иллюстрации. Назовите изображенные на них электростанции. Назовите, какие источники неиссякаемой энергии для их работы использует человек?
Приложение 4.

Прочитайте текст.
Откуда приходит электричество?
В каждой квартире много электроприборов. И без электрического тока погаснут экраны телевизоров, остынут утюги, перестанут работать пылесосы и холодильники. Всем необходим электрический ток. Откуда он берется? Где его «производят»?
Электрический ток похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы — электроны. Электрический ток производят большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила Солнца, воды, тепловая и атомная энергия. По линиям электропередач энергия передается в города и села, на заводы и фабрики, школы и больницы, жилые дома и тому подобное. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
Украина является мощным энергетическим государством. Но не смотря на то, что мощные электростанции дают мощный поток энергии, тратить ее надо рационально, экономить и экономить для того, чтобы электрический ток долго служил человечеству.

Производство электроэнергии – сложный и длительный процесс. Узнайте о нем на примере ТЭС.
Тепловая электростанция (ТЭС) (Приложение 5) использует для получения энергии угля. Уголь (4) попадает на станцию и сжигается. Тепло, получаемое путем сжигания угля, используется для преобразования воды, которая подается по трубе (1), в котле (2) на пару. Пар бежит по трубам (3) и используется для приведения в движение генератора (6), который производит электричество. По линиям электропередач (7) энергия передается в города и села, на заводы и фабрики, школы и больницы, жилые дома .

Обсудите прочитанное в паре. Найдите информацию о производстве человеком электрической энергии. Расскажите об этом «своими словами». Ответьте на вопросы.
Каков процесс производства электрической энергии? Как надо энергию тратить?

Приложение 5.

Расскажите по прочитанным текстом и иллюстрацией о производстве электроэнергии на ТЭС.
Приложение 6.

Рассмотрите иллюстрацию и развяжите природоведческую задачу.

Иринка с мамой пошли гулять на улицу и оставили включенным свет на кухне, электрочайник, микроволновую печь, компьютер и стиральную машину.
Или бережливо они используют электроэнергию в своем доме? Что следует им сделать, чтобы сэкономить электроэнергию?
Выскажите собственное мнение относительно сохранения электроэнергии в быту.

Приложение 7.
Послушайте сказку.

Как Зайчик спас тепло дома

Жил-был Зайчик-попрыгайчик. Начал он готовиться к зиме: сносить в дом капусту и морковь, поменял свою серую шубку на белую.
Вскоре пришли холода. Как не готовился Зайчик-попрыгайчик к ним, но все равно очень мерз в своей маленькой избушке. Вроде и окна закрыл, и печь натопил, а все равно холодной была его дом.
Еще и ночью начал кто-то завывать… Испугался Зайчик-попрыгайчик, не знал что же ему делать. Думал, думал да и поскакал за советом к мудрой Сове.
— Тетушка Сова, скажите, что сделать, чтобы в хате тепло жить?- спросил Зайчик-попрыгайчик.
— Чтобы сохранить тепло в доме, надо его хранить, — говорила ему в ответ Сова.
— Как это? – удивился Зайчик-попрыгайчик.
— А ты до Белки сходи, посмотри. Она о тепле в своем доме заботится. Энергию она разумно потребляет.
— А как же можно энергию « разумно» потреблять? – задумался ушастый.
— Пойми! Тепло не там, где хорошо прогрето, а там, где полученное тепло сохранено. А для этого необходимо дополнительно укутать твою избушку от холода, который через стены, окна, двери, крыша похищает тепло из дома. Именно так сделала Белочка в своем доме. Помни об опасных врагах « «мостики холода»!
— Ой-ой-ой, а что же это за «мостики холода?» — испуганно спросил Зайчик-попрыгайчик.
— Это те места, через которые в твою избушку попадает холод. Чаще это происходит у окон и дверей. И поэтому ты слышишь, как ночью воет ветер.
— Может, я просто заменю окна на новые?
— Этого, к сожалению, не достаточно. Надо не просто заменить окна, а позвать деда Бобра, чтобы он, настоящий мастер, утеплил так избушку, чтобы ни один «мостик холода» не образовался. Тогда вся полученная энергия останется внутри твоего домика!
Обрадовался Зайчик-попрыгайчик, что нашел причину холода в избушке, и на следующий день поменял вместе с дедом Бобром окна и двери, утеплил стены. И не страшен теперь ему ни ветер, ни лютый мороз. Поблагодарил Зайчик мудрой Сове и деду Бобру и поскакал домой первого снега ждать…

Ответьте на вопрос.

— Как Зайчику удалось сохранить тепло в избушке?

[свернуть]

Похожие страницы