Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений. Часть 2. к уч. А.А. Плешакова.

Тетрадь №2. НАША БЕЗОПАСНОСТЬ. Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей — основа экономики.

Формат: pdf

Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений. Часть 2. к уч. А.А. Плешакова.

Представление о горючих полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, газ) как энергоносители. Преобразование их энергии в окружающую среду

Цель: Дать представление о превращении веществ в природе, образование горючих полезных ископаемых; учить вести наблюдения, сравнения; ознакомить учащихся со свойствами горючими полезными ископаемыми, их добычей и использованием в народном хозяйстве; закреплять умение учащихся выделять основные свойства полезных ископаемых; развивать внимание, наблюдательность, аналитико – синтетические умения, познавательные интересы; воспитывать элементы научного мировоззрения, любознательность, бережное и экономное отношение к природным ресурсам, окружающей среды.

Оборудование: карта Украины, образцы горючих полезных ископаемых, карточки заданий-инструкций, загадки, номера групп, стаканы, вода, подборка книг о полезные ископаемые

Тип урока: Комбинированный
Ход урока

I. Организационный момент (1 слайд)

Девиз работы на уроке:

Из окружающей среды несколько уроков —
в мир необычен еще несколько шагов.
Мир природы познать должны,
Много интересного уже знаем.
А родной край такой богатый,
что должны его познать.

II. Минутка фенологических наблюдений (2 слайд)

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня, как всегда, будем работать, исследовать, наблюдать, анализировать, как настоящие ученые. Для этого вам нужны будут все эти принадлежности, которые вы видите на столах, а также книги, мини-учебник и те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. (3 слайд)

— Объясните, как вы понимаете значение темы урока?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

С помощью куба выясним, какие вопросы мы будем решать в течение урока.(4 слайд)
Какие полезные ископаемые относят к горючим?
Где их применяют?
Что из них изготавливают?
Как они образовались?
Зачем охранять полезные ископаемые?

V. Актуализация опорных знаний.

— Вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках о полезные ископаемые.

1. Индивидуальный опрос.

— Соберите рассыпанные слова в две колонки:

А) по состоянию существования в природе;
Б) по свойствам использования (слова напечатаны на отдельных листах и группируются в такие схемы)

2. Фронтальное опрос. Мозговая атака.

Приведите примеры различных состояний существования горных пород.
Что такое полезные ископаемые?

VI. Первичное восприятие и осознание нового материала.

— Сегодня мы будем наблюдать за горючими полезными ископаемыми, работая в группах.

— Напомним правила работы в группе:

Перед началом выбрать: « докладчика»,» секретаря», «исследователя», «теоретика», «наблюдателей».
Внимательно слушать задания-инструкции.
Работать так, чтобы не мешать другим.
Выслушивать мнение каждого члена группы
Вкладываться во время.
Выполнять правила техники безопасности.

Задание-инструкция

Рассмотри образец.
Определи состояние (жидкое, твердое, газообразное)
Определи цвет, горючесть.
Определи другие свойства (запах, твердый или мягкий, растворяется или не растворяется в воде, тяжелее воды). Проверь по мини-учебнику
Зачитать из книги как образовалась нефть (с. 43 учебника)
С помощью рисунков определить где используется.
Все данные занести в таблицу на доске.
Какой условной пометкой замечена на карте?
Подготовиться к выступлению на рабочем месте.

Задача-инструкция 2 группы КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Рассмотри образец.
Определи состояние (жидкое, твердое, газообразное)
Определи цвет, горючесть.
Определи другие свойства (запах, твердый или мягкий, растворяется или не растворяется в воде, тяжелее воды). Проверь по мини-учебнику.
Зачитать из книги Как образовался каменный уголь (с. 43 учебника)
С помощью рисунков определить где используется.
Все данные занести в таблицу на доске.
Какой условной пометкой замечена на карте?
Подготовиться к выступлению на рабочем месте.

Задача-инструкция 3 группы ТОРФ

Рассмотри образец.
Определи состояние (жидкое, твердое, газообразное)
Определи цвет, горючесть.
Определи другие свойства (запах, твердый или мягкий, растворяется или не растворяется в воде, тяжелее воды). Проверь по мини-учебнику.
Зачитать из книги Как образовался торф (с. 43 учебника)
С помощью рисунков определить где используется.
Все данные занести в таблицу на доске.
Какой условной пометкой замечена на карте?
Подготовиться к выступлению на рабочем месте.

2. Заслушивание презентаций каждой группы. (К доске выходят «докладчик», «теоретик», а «секретарь» к этому времени уже сделал запись на доске.)

Каждая группа, отчитываясь о проделанной работе, заносит результаты в таблицу.
Полезное ископаемое Состояние Цвет Запах Растворимость Способ добывания Применения

Дополнение учителем презентаций каждой группы, использование слайдов (слайды 7-15)

Физкультминутка

3. Рассказ учителя о природный газ (слайд 16-19)

Свойства:

Природный газ-это бесцветное вещество, которое нет запаха, легче воздуха, газовата при обычных условиях.
Теплота сгорания – такая же, как и в нефти.
При горении светится синим пламенем, давая мало света и копоти, поэтому он выгоден для использования в быту.
Когда природный газ транспортируют на кораблях или в баллонах, его сжижают, поскольку так он занимает меньше места, и добавляют вещество меркаптан, которое дает острый запах – для распознавания его, при вытекании.

Особенности добычи:

Система добычи газа такая же, как и для нефти.

Экономное использование полезных ископаемых.

Каменный уголь, торф, нефть, природный газ относятся к горючим полезным ископаемым. Горючие полезные ископаемые – это такие полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла. Эти ископаемые занимают сегодня значительное место в топливно-энергетическом балансе страны и играют чрезвычайно важную роль в ее экономике и политике, а также широко используются во всех промышленных процессах и жизни человека. Но эти ресурсы являются невозобновляемыми. Поэтому нужно экономно относиться к их использованию. Помните, как мы проводили день устойчивой энергии и говорили о необходимости экономии тепла и электроэнергии (учитель обращается к баннеру). А еще нужно осваивать новые альтернативные источники энергии, которые относятся к практически неисчерпаемым.

Рассказ о альтернативные источники энергии приготовил ученик класса Иван Гончар (21 слайд).
Каждая из них сможет уменьшить употребление органического топлива, оно будет меньше выбрасывать в атмосферу различных вредных газов, которые могут вызывать парниковый эффект, кислотные дожди и другие различные проблемы.

Экологические проблемы использования полезных ископаемых.

При использовании человеком полезных ископаемых существуют экологические проблемы: нефть загрязняет океан при авариях на морских буровых, ежегодно в океан выливается 2,5 млн. т нефти, добыча угля в шахтах связан с риском для жизни шахтеров при добыче угля в шахтах выделяется газ, который вызывает кислотные дожди… Этот перечень можно продолжить. Но руководители нашей страны постоянно заботятся об улучшении экологического состояния окружающей среды, ученые, экологи воплощают новейшие разработки в охрану окружающей среды.

СМЕХ. Проверка изученного материала.

А) устное тестирование с помощью цветных полосок

1. Торф, каменный уголь, нефть, известняк, глина, песок – это

а. предметы живой природы;
б. полезные ископаемые; предметы неживой природы;
в. предметы, изготовленные руками человека.

2. На географической карте полезные ископаемые обозначаются

а. условными знаками;
б. буквами;
в. цифрами;

3. На территории добывают

а. бурый уголь;
б. нефть;
в. каолин;

4. Как добывают полезные ископаемые?

а. Строят шахты;
б. бурят скважины;
в. открывают карьеры;
г. копают колодцы.

5. Какими способами добывают полезные ископаемые в нашей местности?

а. Открытым способом;
б. в шахтах;
в. с помощью скважин.

6. Полезные ископаемые надо расходовать экономно потому, что

а. их запасы иссякают;
б. они добываются только летом;
в. на их образование требуется много лет;

б) Проверь истине или ложные суждения.

Каменный уголь – это жидкое полезное ископаемое.
Природный газ – это газообразное полезное ископаемое.
Нефть – это рудное полезное ископаемое.
Песок – это горючее полезное ископаемое.

Х. Итог урока. Рефлексия

— Богатая у нас природа, неповторимая ее красота. Чтобы она приносила нам радость, чтобы богатство его умножалось для будущих поколений, надо оберегать ее, заботиться о ней. Все, что есть в нашей стране: богатые недра полезных ископаемых, бескрайние плодородные поля, растительный и животный мир, горы и воды-то народное достояние, и каждый из нас от ребенка до пожилого человека отвечает за его сохранение и разумное использование.

На Земле, в доме всечеловеческом –
противоречий и невзгод тьма.
Будьте, люди, осторожны в нем!
Другого дома у нас нет.

Упражнение «Микрофон»

Какую тему изучали?

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.