Окружающий мир. 3 класс. КИМы. Предварительный, текущий, итоговый контроль. Глаголева Ю.И., Архипова Ю.И.

Пособие предназначено для оценки предметных и метапредметных планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» в третьем классе и содержит разные виды тестов для предварительного и текущего контроля знаний и умений учащихся; задания для тематического контроля по разделам; итоговую работу. Пособие включает материалы для оценки умений работать с текстами, иллюстрациями, схемами и таблицами, картой, устанавливать соответствия, определять причинно-следственные связи между явлениями.

Формат: pdf

Окружающий мир. 3 класс. КИМы. Предварительный, текущий, итоговый контроль. Глаголева Ю.И., Архипова Ю.И.

Круговорот воды в природе

Цели. Формировать представление об одном из самых распространенных веществ в природе – воде, о превращение воды из одного состояния в другое и кругооборот его в природе; развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: приборы для проведения опытов (штатив, стакан с водой, стеклянная пластинка, горелка, снег и лед в термосе); компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: Интегрированный урок с мультимедийным сопровождением
Ход урока
І. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку

2. Определение состояния погоды

3. Проверка домашнего задания

а) Фронтальная беседа

— Почему вода – источник жизни на Земле?

— Как человек использует воду?

— Сегодня мы продолжим изучать диковинное вещество на земле.

Слайд No1
II. Актуализация знаний

Только что своими ответами вы доказали, что жизнь на планете без воды невозможна. А как наша земля получает эту животворную воду? (во время дождя)
Какое время года называют дождевой? (осень)
А откуда идет дождь? (из облака)

Значит, дожди, которые выпадают из облаков, поят нашу землю. А представьте себе, что из всех облаков сойдут дожди, тучи растают, их не будет, откуда же тогда все живое будет получать воду? Может ли такое произойти? (выводы детей о возможности исчезновения облаков)

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, могут когда-то исчезнуть облака, нам надо знать, как они образуются, выяснить, что такое облака.
III. Постановка проблемы

Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить, почему идет дождь, куда девается вода, которая выпала из облака и возможно, что облака «закончатся» и перестанет идти дождь.

Слайд No2
IV. Восприятие и первичное осмысление нового материала

1. Рассказ с элементами беседы

Слайд No3

Вода—самое распространенное вещество в природе. В природе она есть: в реках, озерах, морях, океанах, почве, воздухе, организмах растений, животных и человека. — — Какие агрегатные состояния воды вам известны?(твердая, жидкая, газообразная)

В каких состояниях вода чаще бывает в природе? (в жидком)
Вода чаще бывает в виде жидкости, но она очень распространена в природе в твердом и газообразном состояниях.
А сейчас о разных состояниях воды предлагаю отгадать загадки.

2. Загадки

Слайд No4,5

Кто открыл на небе душ,
Полно на земле луж.
И на нас водица льется.
Как это явление зовется?(дождь)

Слайд No6,7

На небе появилась,
Дощом она пролилась,
От земли поднялась пара,
Вновь на небе станет _ _ _ _(облако)

Слайд No8,9

Заря — зарница, красна девица,
По небу гуляла, плакала — рыдала,
Месяц видел — не поднял,
Солнце встало и забрало.(роса)

Слайд No10,11

«Что это? Что это? — все кричат
— Белые мухи он летят».(снег)

Слайд No12,13

Сидит дед за подушками и стреляет галушками.(град)

Слайд No14,15

Седые волы все поле слегли.(туман)

Слайд No16,17

И в огне не горит, и в воде не тонет.(лед)

Итак, вода бывает в разных состояниях: твердом(снег,лед, град), жидком(вода, дождь), газообразном (пар, туман, облака)
V. Проектирование и фиксация новых знаний

Проведение опытов

А вы знаете, что небольшой дождь мы можем устроить вот здесь сейчас в классе. Внимательно наблюдайте за тем, что будет происходить.

Демонстрация опыта 1. Над сосудом, в котором нагревается вода, закреплена стеклянная пластинка. Через некоторое время на пластинке появляются капли воды, которые начинают скапывать.

Как это получилось?
Откуда взялись капли? (слушание вариантов ответов, среди которых есть правильная, о превращении воды в пар и наоборот)

Слайд No18

Итак, когда вода нагрелась, она начала превращаться в пар, испарялась, а когда пара остыла на стеклянной пластинке, снова превратилась в капельки воды.

Демонстрация опыта 2.

Я провожу влажной тряпкой по доске. На ней остается след.

Что это? (вода)
Останется ли этот след за несколько минут? Почему? (доска высохнет)
Попробуйте теперь объяснить, что значит «доска высохнет»? (с ее поверхности испарится вода)
Это мы наблюдаем каждый день, когда готовим доску к уроку, делаем влажную уборку дома или в классе.
Какие еще примеры испарения воды вы встречали в своей жизни? (пара над чашкой или тарелкой, туман над рекой, высыхание луж после дождя, высыхания одежды после стирки и т. п)

Слайд No19

Ответьте: куда исчезла лужа?
Вода испарилась и стала облачком Слайд No20
Собрались грозовые облака, … Слайд No21
…и пошел дождь Слайд No 22
Лужа появилась снова Слайд No23

Вывод: вода при нагревании может из жидкого состояния превратиться в газообразное (пар), а при охлаждении – из газообразного в жидкое (капли).

А, следовательно, в природе происходит круговорот. Слайд No24
Но и это еще не все. Что я держу в руках? (лед и снег).
Какой лед? (холодный, твердый)
Что произойдет, если я долго буду держать лед и снег в руках, или просто оставлю на тарелке? (растают)
Итак, что нужно, чтобы снег и лед растаяли? (тепло)
Во что они превратятся? (в воду)
То что такое снег и лед? (вода)
Если лед и снег превращаются в воду, то можно ли превратить воду в лед или снег? Как? (охладить)
Итак, при охлаждении, а именно при температуре ниже 0oС, вода из жидкого состояния превращается в твердый (снег и лед), а при нагревании-из твердого в жидкий. Снежинки – это замерзшие капельки дождя. Поэтому зимой, когда температура воздуха преимущественно ниже 0oС, идет снег, а не дождь.
Подытожим, сколько состояний воды мы насчитали? (3)
Что приводит к изменению состояния воды? (температура воздуха)

Физкультминутка
VІ. Первичное закрепление

1. Работа с учебником

а) чтение учениками статьи учебника

б) беседа по прочитанным

Сколько состояний имеет вода?
Назовите их.
Что такое туман, пара?
Когда она образуется?
Как образуется облако?
Почему из облака идет дождь?
Когда идет снег?
Во что превращается вода при охлаждении до 0oС и ниже?
Когда лед превращается в воду?
На что похоже движение воды в природе, на какую геометрическую фигуру?
Как называют движение воды в природе?

2. Работа с иллюстрацией «Круговорот воды в природе». Слайд No25

— Продемонстрируйте и прокомментируйте его с помощью иллюстрации «Круговорот воды в природе», что изображена на доске. (несколько учеников у иллюстрации проговаривают и показывают схему движения воды в природе)
VІІ. Включение новых знаний в систему и повторение

а) А знаете ли вы, что… Слайд No26,27

Среднее пребывание воды в атмосфере – 10 суток.
Смена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год, или каждые 12 дней.
Влага, которая есть в почве, восстанавливается за 1 год.
Воды проточных озер обмениваются за десятки лет, непроточных — за 200-300 лет.
Воды Мирового океана обновляются в среднем за 3 000 лет.

б) Правила бережливости Слайд No28,29,30

Используя горячую воду, вы можете сэкономить їїї уменьшая струю воды, уменьшая ее температуру, или свое использование горячей воды.
Лучше сделать это все в комплексе!
Отремонтируйте краны и трубы, которые текут!
Выключайте воду, когда чистите зубы.
Не мойте посуду под струей воды.
Принимайте душ, а не ванну. Для быстрого душа расходуется меньше воды, чем для ванны.
При приготовлении пищи используйте крышки и не тратьте больше воды, чем вам необходимо.
Покупайте новые стиральные машинки, они сэкономят до 40% энергии и воды.

VІІІ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Проверь себя. Слайд No32

Перечислите свойства воды. Слайд No33

2. Подумай и дай ответ: Слайд No34

1. Лед и снег – это вода …

в твердом состоянии
в жидком состоянии
в газообразном состоянии

2. Что происходит с водой при нагревании

вода сжимается
вода расширяется
изменений не происходит

3. Ты вымыл доску в классе. Почему через некоторое время она стала сухой?

Вода с поверхности доски испарилась
вода впиталась в поверхность доски

4. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облака. Какая цепочка правильная?

Облачко — капелька воды — поверхность земли, рек и моря — испарение воды — пар — облако
капля воды — облачко.

3. Итог урока

Материал запомнился лучше всего?

— Что помогло вам это усвоить?

4. Домашнее задание

— Домашнее задание будет тоже интересным и даст возможность каждому проявить свои способности. Вы должны нарисовать рисунок «Путешествие капельки», которая бы помогла еще лучше понять и усвоить, как происходит круговорот воды в природе.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.