Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.

С опорой на собственный опыт ребенка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создает базу для дальнейшего изучения основ естественных наук. Главная цель учебника — познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Ключевое представление, которое должно сформироваться у школьников для того, чтобы они смогли осознать роль жизни, — круговорот веществ. Именно круговорот веществ в биосфере лежит в основе порядка на поверхности нашей планеты и именно в нем ведущая роль принадлежит жизни и живым организмам.

Формат: pdf


Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.
Цель экскурсии. Ознакомить учащихся с лесом; расширить их знания о растительном и животном мире леса; формировать представление о взаимосвязи в природе; работать над выработкой у учащихся умений выделять существенные признаки предметов, сравнивать, группировать их; развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать; воспитывать бережное, хозяйственное отношение к природе, желание охранять и приумножать ее богатство и красоту.
Оборудование. Альбом, карандаши, корзина, сумка.

Ход урока

Подготовка к экскурсии.
1. Выбор маршрута, остановок, подготовка вопросов для беседы.
Например:
1) записать, каких птиц, насекомых и других лесных обитателей увидели;
2) срезать небольшие веточки деревьев, углов с почками для наблюдения в уголке живой природы;
3) собрать коллекцию листочков разных деревьев, кустов, травянистых растений для гербария;
4) найти насекомых на раннецветущих растениях, понаблюдать за ними.
2. Установка времени, цели экскурсии; советы детям, как одеться и что с собой взять.
3. Беседа о правилах поведения во время экскурсии.
Проведения экскурсии.
И. объявления заданий экскурсии.
— Лес — это богатство и красота нашей родной земли. Каждый из нас не представляет своей жизни без волшебного мира природы. Сохранить этот мир для себя, для потомков — долг каждого жителя нашей прекрасной планеты — Земля.
— Сегодня мы с вами отправились на экскурсию в лес. Мы будем не только восхищаться красивыми пейзажами, не просто гулять или отдыхать, но и наблюдать и делать выводы.
II. Минутка наблюдения.
1. Ответы на вопросы.
— Есть ли Солнце? Как оно греет весной: сильнее или нет (по сравнению с зимой)? Какое небо? Есть ли облака? Какие они? Какого цвета?
— Чье осадки?
— Есть ли ветер? Понаблюдайте, колышутся ли деревья? Как они колышутся: сильно или нет?
2. Игра “Да или нет?”
Учитель называет действие, а дети отвечают “да «или «нет».
В лесу можно:
* ловить бабочек;
* любоваться красотой природы;
* рвать цветы с корнями;
* подкармливать птичек;
* ограждать муравейники;
* обдирать кору из деревьев;
* наблюдать за лесными обитателями;
* ловить лягушек, ужей, насекомых, ящериц;
* ломать ветки и молодые деревья;
* делать надписи на коре деревьев;
* собирать земляники, малину, ежевику;
* распахивать гнезда птичек;
* шуметь и бегать;
* сажать деревья, кусты, цветы.
III. Основная часть экскурсии.
1. Остановка 1. Растительный мир.
а) Слушание стихотворения.
Спасибо людям, что вырастили лес…
За все дубы, ели в пышном ветке.
И за красоту этих зеленых кос,
в которых стоят гибкие березки белые.
М. Познанская
б) Беседа с элементами рассказа.
— Дети, мы пришли в лес.
— Какие деревья растут здесь?
— Какие из них вы знаете?
— Как изменились деревья весной?
— Рассмотрите кору деревьев, остатки прошлогодних плодов (если есть), листочков, цветов (если уже есть)
— Вот березка. Рассмотрите ее вблизи. Как вы ее узнали? Сорвите листик, рассмотрите его. Какой он формы, цвета? Что вы видите на его краях? Какие ветки у березы?
— А теперь станьте под березу и посмотрите вверх. Что вы видите сквозь листья? (Синь неба.)
— А теперь посмотрите вниз и скажите, что вы видите на земле под березой? (Здесь растет много различных травянистых растений.)
В коре несколько дней назад был сделан небольшой надрез. Из него течет сок. Движение сока в дереве говорит о том, что с приходом теплых дней усиливается поступление воды из земли, но эти надрезы вредны для дерева. Поэтому поврежденное место необходимо аккуратно замазать глиной.
А вот липа. Станьте под деревом и посмотрите вверх. Скажите, что вы видите? (Сквозь листья липы почти ничего не видно.)
— А что вы видите на земле под липой? (Под липой травянистых растений очень мало.)
— Почему? (Сюда попадает мало света.)
Вывод. Для роста каждого растения необходим свет.
— Мы остановились у могучего дерева, как оно называется? (Дуб.)Это мощное дерево высотой бывает 20-40 м, с крепкими ветвями, мощным стволом, живет дуб 500-1000 лет. Его недаром называют » патриархом наших лесов. Молодой дубок за год вырастает лишь на 50 см. Его древесина очень ценна. Дубовые плоды — желуди являются очень хорошим кормом для свиней, а листья — для дубового шелкопряда.
— А как эти деревья называются?
Загадка
• Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
— Это лиственные или хвойные деревья? Какие у них стволы? На что подобные их листочки? Какие шишки?
(Все деревья имеют корень, ствол, листья, они цветут и дают плоды.)
— А это лещина. Сравните ее с березой.
(На основе сравнения ученики устанавливают, что деревья выше кустов, ствол у них толстый, кусты не имеют большого ствола. У них много тоненьких стволиков.)
— Какое дерево цветет раньше, чем другие деревья? (Ива, осина.)
Осину можно узнать по зеленовато-серой корой и клейкими почками. У нее шелковые серые серьги, свисающие с веток. Листьев еще нет. Осина цветет до появления листьев.
— Игра “Найди свое растение”.
Ученики получают карточки с названием растения. По команде все бегут к своему растению. Победи тот, кто первым нашел свое растение.
Остановка 2. Лесная поляна.
— На этой лесной поляне мы увидим и услышим много интересного.
— Какие растения, кроме деревьев и кустов, растут в лесу?
— Какие растения вы видите? Какие из них знаете? (Мать-и-мачеха, подорожник, лесные колокольчики, …)
— Почему это растение называется мать-и-мачеха? Почему она так рано цветет?
(В корне этого растения есть много полезных элементов, которые откладывались еще с осени.
Поэтому это растение так рано цветет. Мать-и-мачеха — это лекарственное растение, ее используют при заболеваниях.)
— Почему эти растения мы называем травянистыми? (У них стебли тонкие, зеленые, не прочные.)
— Отгадайте загадки. О каких растениях здесь идет речь? Что интересного вы можете рассказать об этих растениях?
• Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
• Хоть трава я очень горькая,
с меня польза изрядная. (Полынь)
* Не сеяна, не сажена.
Кто прикоснется, тот обожжется. (Крапива)
— Какие легенды о травянистых растениях вы знаете? (Рассказы учеников.)
(Если ученики найдут в лесу грибы, учитель должен определить, какие они — съедобные, несъедобные, ядовитые. Следует обратить особое внимание на характерные признаки ядовитых грибов.)
Игра “Кто больше назовет названий лесных цветов”.
2. Остановка 3. Лесные жители.
— А сейчас поговорим о лесных обитателей.
— Какие звери живут в лесу?
— . ежик — самый известный лесной житель. Его способность свертываться в клубок оберегает зверюшку от некоторых врагов. Развернуть ежика не под силу даже взрослому человеку. Только вода может заставить его развернуться. Эту уязвимость использует лиса. Днем ежи спят, а ночью охотятся на пресмыкающихся, грызунов, насекомых. В конце сентября ежи находят небольшую впадину под корнями деревьев или зарываются в листья и засыпают до апреля. А еще ежики любят дикие грушки, яблочки и грибочки.
— Каких насекомых можно встретить в лесу?
— Понаблюдайте за пчелами, которые летают возле цветущих растений.
(Дети заметили возле цветов пчел и других насекомых, которые собирают пыльцу и нектар. На основе наблюдений делают вывод, что между растениями и насекомыми существует взаимосвязь.)
— Как изменилось ваше настроение, когда после зимы вы впервые увидели бабочек?
— Где они были зимой? Почему бабочек называют «порхающими» цветами?
— Как вы будете действовать, когда увидите красивого мотылька? Почему нельзя ловить бабочек?
— Найдите вредных насекомых (хруща, соснового усача, тлю, короеда и проч.).
— Посчитайте, сколько у них ног. Чем отличаются насекомые? Что у них общее?
Игра “День и ночь”.
Выбирают одного ученика, который будет птичкой. Учитель называет название насекомого. Дети на слово “день» движениями изображают это насекомое, а на слово “ночь” замирают, не двигаются. Ученик — «птичка» ходит между детей и отмечает того ребенка, который подвигался. Она теперь становится птичкой. Гоа продолжается.
3. Остановка 4. Птичье царство.
Прислушайтесь, пожалуйста, к голосу природы. Что вы слышите? Кого видите? Расскажите о них. Но прежде чем начать наблюдать за птичками, надо обязательно прекратить разговоры и притаиться.
Загадки.
• Верно людям я служу, им деревья стерегу.
Клюв прочный и острый имею, вредителей им добываю. (Дятел)
Интересная Птичья у нас проживает
Животик желтенький эта птичка имеет.
За море в теплые края не летает, а с нами зимует, для нас поет. (Синица)
• Белая латка, черная латка по дереву скачет. (Сорока)
* Сам вечернего часа спрятался в куш калины и на дуду гласную
играет песню волшебную. (Соловей)
• Ку-ку, ку-ку! — кричу я в лесу, на рост маленькая,
свитка серенькая. (Кукушка)
— В ясный весенний день оживают лесные птицы. Слышен “барабанный бой” дятла, пение скворцов, зябликов. Внимание детей может привлечь птичка размером с воробья, с красивым оперением: розово-алая грудка, серо-бурая спинка, зеленоватый хвост, пепельно-серая с голубым оттенком шапочка и по две белые точки на каждом крыле. Это зяблик. Он питается в основном зернами травяных растений. Зяблики полезные птицы. Они уничтожают зерна сорняков, вредных насекомых.
4. Остановка 5. Муравейник.
— А сейчас, дети, посмотрите вокруг. Что вы заметили?
— Правильно, муравейник. Давайте подойдем тихонько к нему. Посмотрите внимательно, не наступили ли вы на «муравьиную тропу»?
— Отгадайте загадку.
* Есть в лесу хата,
в ней комнат много.
Здесь живет отара добрых санитаров.
Ты эту хатку не трогай — санитарам спокойствие дай. (Муравейник)
— Понаблюдайте за муравьями. Чем они занимаются?
IV. Итог экскурсии.
1. Ответы на вопросы.
Где мы были на экскурсии?
Что нового вы узнали?
— Как изменился лес весной?
— Какие деревья, кусты, травянистые растения вы запомнили?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.