Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. (Обитатели Земли) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) является составной частью учебного комплекта для 3 класса. Содержание заданий тетради тесно связано с материалом учебника «Окружающий мир». При составлении заданий учитывались задачи реализации личностно-ориентированного обучения учащихся и развития их творческого мышления.

Формат: pdf


Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. (Обитатели Земли) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Понимают ли животные друг друга?
Цели. Расширить знания учащихся о животных как живых организмов; ознакомить учащихся с тем, как общаются животные; формировать умения: а) распознавать животных по звукам, которые они издают; б) анализировать иллюстрации и извлекать из них необходимую информацию, делать выводы, доказывать свое мнение; в) устанавливать взаимосвязи между растениями и животными, между самими животными; г) работать в группе, паре; развивать наблюдательность, смекалку, логическое мышление; воспитывать любовь к животным, желание их оберегать.
Оборудование. Таблицы, дидактические карты, дидактические игры.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Минутка наблюдения.
Анализ состояния неба, осадков, ветра.
МИ. Повторение изученного материала.
1. Ответы на вопросы.
К какой природе относятся животные? (Живой.)
2. Работа с карточками оперативного контроля знаний.
IV. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока.
— Отгадайте загадки.
• Кто гнезда своего не имеет, яйца другим подбрасывает.
Но в лесу в холодке
все кует » ку-ку!”, “ку-ку!” (Кукушка)
* Что оно за странная птица?
Света дневного боится…
Клюв крючком, большие глаза, и не спится ей каждую ночь.
“Ху-ху-ху!” кричит она.
Отгадали? Нет? … (Сова)
Всех возбудил тот голосок, песенка … (кукушки).
— Как вы узнали животных?
— Как вы думаете, понимают ли животные друг друга?
— Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, понимают ли животные друг друга.
V. Изучение нового материала.
И. Беседа по таблице “понимают Ли животные друг друга” с элементами рассказа об общении животных с помощью звуков.
Рассмотрение рисунков и беседа по их содержанию.
— Какие животные изображены на таблице? (Комар, собака, воробей, петух, коза, кот.)
— Общаются ли между собой животные?
Какие звуки издают изображенные животные?
— О чем сообщают своими звуками животные?
— Какие звуки подает сорока? О чем она сообщает?
Вывод. Животные общаются между собой, издавая определенные звуки. С помощью звуков животные выражают свое состояние тревоги, удовольствие, страх, ярость, любовь, сообщают других животных об опасности, о том. что они поселились на данной территории.
2. Сообщения учащихся.
а) когда воет волк, слышать далеко-далеко. Так он заявляет о своем присутствии. От этих звуков возникает страх у косуль, овец. Сороки, стрекоча, оповещают об опасности. Кричат, барабанят по сухим ветвям дятлы. Так они предупреждают, что строят дупло.
б) Животные издают различные звуки. Кот мурлычет, когда доволен; урчит, когда недоволен; шипит, когда готов к обороне; мяукает, когда что-то ищет, просит. Другие коты понимают этот «кошачий язык».
3. Интересно знать!
— Животные в отличие от людей не учатся своей “языка”. Они знают свой «язык» с рождения. Только петь птицы учатся у родственников.
— О чем рассказывается в стихотворении? Какие звуки слышит зайчик? Какие животные их выдают?
— Послушайте стихотворение.
— О чем рассказывается в стихотворении?
— Как щенок общался с автором стихотворения?
— Как вы думаете, правильно ли понял автор щенок?
5. Рассказ с элементами беседы об общении животных «языком поз. движений и языком запахов”.
— Животные общаются не только с помощью звуков, но и с помощью поз, движений, жестов.
Наблюдая за поведением животных, их позами, можно многое узнать. Животные часто становятся в угрожающую позу и тогда они шкірять зубы, выгибают дутой спину, наїжачують шерсть, бьют копытом, прижимают уши. 
Птицы, отпугивая врага, топорщат перья и распускают веером хвост.
Занимают животные и позу подчинения. Когда взрослая собака набрасывается на щенка, тот ложится на спину и поднимает лапки вверх. Он будто говорит “Я сдаюсь”.
6. Работа с учебником.
а) Рассмотрение рисунков.
б) Ответы на вопросы.
в) рассказы учеников об интересных историях общения животных.
Ученик 1. Собаки не только лают, но и воют, воют, поднимают лапу или шкірять зубы, крутят хвостом. И при этом другие собаки понимают, что это означает в каждом случае.
В общении животных важную роль играет хвост.
Если собака виляет хвостом, то можно догадаться, что она довольна и говорит другой: “Давай дружить”. Если собака чем-то напуган, он подгибает хвост, словно говорит: “Я и так боюсь, не трогай меня”. Если собака скалит зубы, а хвост напряжен, то предупреждает, чтобы к ней не приближались.
Ученик 2. Если кот притаился и шипит, не означает на кошачьем языке «Не трогай меня”. Если бьет хвостом — злится или охотится.
Ученик 3. Когда курица издает низкие звуки или пригибается, то все ее цыплята понимают, что это предупреждение об опасности. Если конь бьет копытом и ржет, другие лошади это также понимают.
Ученик 4. Корова лижет теленка, а оно ютится к ней, это значит: «я люблю тебя». Два оленя наступали рога друг другу — так они сообщают друг другу: «Я сильнее, уйди с моей дороги”.
Ученик 5. Интересно общаются между собой пчелы. Танцуя возле улья, они возвещают другим, где растут медоносные растения.
Ученик 6. Животные общаются друг с другом и с помощью запахов. Муравьи, найдя пищу, выделяют пахучую вещество, которое остается на муравьиных тропах. За ней другие муравьи могут найти добычу.
Ученик 7. Медведи метят свою территорию, на которой проживают, оставляя пахучие следы на деревьях, а также следы от когтей. Так другие медведи узнают, что они здесь проживают, добывают себе пищу.
«Язык запахов» важен для многих животных-охотников. По запаху они ищут себе добычу. Хороший нюх имеют волк и лиса.
Вывод. Животные общаются не только с помощью звуков, но и с помощью поз и запахов.
Физкультминутка
едет поезд — чух, чух, чух, чух.
1 колеса отбивают — бух, бух, бух. бух.
Мы окошко поднимаем и на внешне посматриваем.
Вот проехали цыплята:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».
Вот проехали утята:
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря».
У реки мы услышали:
«Ква-ква-ква, ква-ква-ква».
И вот вечер пришло и зашло уже солнце, каждый сел на место и закрыл окошко.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Продолжить предложение.
Животные общаются между собой с помощью … .
2. Работа в тетради.
3. Работа в группах с дидактическими карточками.
4. Игра » Кто шо говорит?”
Учитель включает запись звуков животных. Ученик должен поднять карточку с изображением животного. Или учитель называет (показывает рисунок) животное, а ученики произносят звуки , которые издают животные.
кукушка ку-ку. ку-ку!
петух ку-ку-Ри-ку! Ку-ку-Ри-ку!
сова угу, угу, угу!
гуси га-га-га
воробей повторно чирикать-чик-чирик-ивірінь
ворона кар-кар-кар
жаба ква-ква-ква
коза ме-ме-ме
корова му-му-му
собака гав-гав-гав
кот мяу-мяу-мяу
муха дз-дз-дз
жук жу-жу-жу
поросенок рох-рох-рох
курица ко-ко-ко
лошадь и-го-го
мышка пи-пи-пи!
синичка пинь-пинь-пинь!
IV. Итог урока.
1. Ответы на вопросы.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
2. Работа с родителями.
Расскажите родителям о том, как общаются животные. Понаблюдайте тем, как общаются между собой птицы возле кормушки.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.