Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

В учебнике наряду с сезонными изменениями в природе рассматриваются труд и праздники людей в разное время года, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы. Кроме знаковой системы навигации, в методический аппарат учебника вводятся рубрики «Вспомним», «Обсудим», «Подумаем», «Узнаем подробнее», «Проверим себя». Рубрики «Мы узнаем», «Мы научимся» перед каждым разделом ориентируют ребёнка в содержании и планируемых результатах его учебной деятельности.

Формат: pdf

Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Кто такие насекомые? Исследовательская лаборатория. Как живут муравьи?
Цели. Формировать представление о насекомых, их разнообразии; ознакомить учащихся с тем, как живут муравьи; развивать умение: а) узнавать насекомых по существенным признакам, сравнивать насекомые; б) анализировать иллюстрации, извлекать из них необходимую информацию и работы выводы, рассказывать о полученную информацию, доказывать свое мнение; в) работать в паре; г) развивать наблюдательность. смекалка, логическое мышление; воспитывать потребность познавать насекомых; воспитывать любовь к насекомым, желание их оберегать.
Оборудование. Таблицы, иллюстрации, дидактические карты, дидактические игры.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Минутка наблюдений.
Анализ состояния неба, осадков, ветра.
III. Повторение изученного материала.
1. Ответы на вопросы.
— Что изучали на прошлом уроке? (Мы говорили о диких и домашних животных.)
2. Игра “Дикие или домашние?”
Учитель называет животное (показывает иллюстрацию), а дети говорят, к какой группе они относятся (дикая или домашняя). Объясняют, почему так считают.
Медведь, пчела, корова, коза, аист, гусь, утка, Ласточка, заяц, криль, свинья, мышь, дикий кабан, кот, оса, собака.
IV. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока.
— Мы продолжаем путешествовать царством животных.
— Рассмотрите рисунки (бабочка, белка, карась, соловей).
— Какие животные изображены на рисунке? (Бабочка, белка, карась, соловей.)
— Какая из них является насекомым? (Бабочка.) Почему вы так считаете?
— Каких вы знаете насекомых?
Сегодня на уроке мы будем изучать насекомых
V. Изучение нового материала.
1. Беседа по рисункам таблицы «Насекомые” о существенные признаки насекомых.
— Найдите у бабочки голову, усики, грудь, брюшко, ноги, крылья.
Назовите части тела бабочки. (Голова, усики, грудь, брюшко, ноги, крылья.)
— Посчитайте, сколько ног у бабочки.
— Одинаковая окраска у разных бабочек? (Ни.)
— Какие еще животные изображены на рисунке? (Жуки, пчела, муха, оса, комар, муравей, кузнечик попрыгунчик, бабка.)
— Посчитайте, сколько ног у этих животных? (Шесть.)
— Можно этих животных назвать насекомыми? Почему?
Вывод. Жуки, пчела, муха, оса. комар, муравей, кузнечик, стрекоза это ко-махи. Насекомые имеют шесть ног.
2. Работа в парах.
— Рассмотрите рисунки бабочки и жука.
— Сравните бабочку и майского жука по размеру, окраске, частям тела.
— Чем они похожи? (Бабочка и хрущ — насекомые. У них шесть ног.)
— Чем отличаются? (По размерам, окраске. У бабочки крылышки тонкие, а у жука — твердые.)
Сравните муху и пчелу по размеру, окраске, частям тела.
— Чем они похожи? (Муха и пчела — насекомые. У них шесть ног.)
— Чем отличаются? (По размерам, окраске. У пчелы 4 тоненькие прозрачные крылья, а у мухи — два.)
— Сравните колорадского жука и солнышко по размеру, окраске, частям тела.
— Чем они похожи? (Колорадский жук и солнышко-это насекомые. У них шесть ног.)
Чем отличаются? (По размерам, окраске.)
Вывод. Насекомых очень много. Все они разные.
1. Отгадайте загадку.
* У него восемь глаз, ножки от самих плеч.
С паутинки делает сетку: осенью, зимой, летом. (Паук)
— Как догадались? Найдите это животное на рисунке. Подумайте, является ли паук насекомым? (Ни.) Почему? (У него восемь ног.)
2. Беседа по рисункам с элементами рассказа о том, как перемещаются, где живут и чем питаются насекомые.
— Рассмотрите рисунки.
— Как перемещаются насекомые?
— Кто из насекомых летает? (Бабочки, божья коровка, пчела.)
— Кто из насекомых ползает? (Муравей.)
— Кто из насекомых бегает? (Таракан.)
— Кто из насекомых прыгает? (Конек попрыгунчик.)
— Кто из насекомых плавает?
— Где живут насекомые?
(Насекомые живут всюду: в воде (жук плавунец), в траве и на деревьях (бабочки, кузнечики, муравьи), в почве (ведмедка); в домах (тараканы и клопы); на теле других животных (блохи и вши). их можно встретить в лесу и лугу, в саду и в поле.)
— Чем насекомые питаются? (Насекомые питаются нектаром цветов( бабочки, пчела), соком растений (тля), листьями и травой (хрущ,, кузнечик), другими насекомыми (солнышко), кровью животных (блохи и вши).)
3. Творческое задание.
— Подумайте! Можно ли зимой увидеть насекомых? Почему?
4. Работа с учебником (С. 76-77).
а) Рассмотрение фотографий.
Расскажите, какие насекомые изображены
Ответы на вопросы.
Строение насекомых?
в) Подумайте, почему нельзя ловить бабочек.
Бабочки питаются нектаром растений и опыляют цветки. Если они не запилять цветы, у растения не будет плодов и семян.
5. Чтение рассказа “Золотая скрипочка”
6. Работа с пословицами.
— Люди издавна почитали пчел. Они являются символом усердия и трудолюбия. О пчелах сложено много пословиц и поговорок.
* Пчела мала,но и работает.
• Учись не мед есть, а пчел уважать.
• Ухаживай пчел, как вторая.
— Как вы их понимаете?
Физкультминутка
Мы бабочки замечательные, имеем крылышки цветные, над цветками летаем, усталости мы не знаем, птички мы испугались, под цветок спрятались.
7. Исследовательская лаборатория.
Как живут муравьи? (Учебник, с. 77.)
а) Отгадывание загадок.
• В лесу у пня беготня, суета, народ рабочий
весь день хлопочет. (Муравьи)
• их в траве много, любят работать строители малые
делают хатку с земли. (Муравьи)
— Почему эти животные являются насекомыми?
— Знаете ли вы, как живут муравьи?
б) Беседа по рисункам таблицы “Как живут муравьи” с элементами рассказа.
— Рассмотрите рисунок.
— Что изображено на нем?
— Где живут муравьи? (В муравейнике.)
— Муравьи живут одиночно или семьей? (Семьей.)
— Составьте рассказ по рисунку, как живут муравьи.
Муравьи живут семьей в муравейнике. Муравьиное жилье есть не только на верхние земли, но и глубоко под землей. В муравейнике много ходов, разделенных на отдельные камеры, в которых и живут насекомые.
Как горка вырос дом, комнат много в нем, подземные ходы
все новое, семья большая здесь живет: работа найдется здесь всем; муравьи строят дом.
Каждый муравей имеет свои обязанности и выполняет определенную работу.
Муравьиная семья
Все муравьи работящие, среди них нет ленивых.
Целый день они работают и муравейник свой строят — не для себя, для семьи, для всей муравья.
У муравьев есть самки, которые откладывают яйца, есть и самцы. У самок и самцов вырастают крылья. Самок муравьи почитают.
Больше всего муравьев — бескрылых рабочих. Они занимаются строительными работами в муравейнике, поддерживают муравейник в чистоте, ухаживают за личинками.
Есть и муравьи — солдаты, которые имеют большие размеры, большую голову и мощные челюсти. Они охраняют муравейник. Когда рабочие муравьи возвращаются домой, они стучат усиками солдат по голове, и те пропускают их к муравейнику.
Рабочие муравьи во всем помогают друг другу и действуют сообща.
Утром к вечеру муравьи работают и запасаются продуктами, тянут строительный материал (хвоинку ели, травинку, комочек земли), возводят еще один этаж муравейника. Одна за другой снуют они своими проторенными дорожками, их ноша часто бывает больше них.
Двигаются насекомые муравьиными тропами. Муравей-разведчик, найдя добычу, возвращается к муравейнику и трется усиками об усики своих родственников, сообщая им необходимую информацию. На пути к муравейнику, она оставляет пахучий след, за которым другие легко находят добычу.
Итак, насекомые общаются друг с другом с помощью прикосновений усиками и “языком запахов”. У муравьев очень хорошо развит нюх. Некоторые ученые считают, что муравьи общаются с помощью звуков, но звуки эти неслышимые для человеческого уха.
Муравьи питаются вредителями леса — насекомыми и их личинками, а также остатками животных, сладким нектаром растений.
Иногда муравьи захватывают на своих охотах насекомое — тлю, которая питается соком растений, и удерживают ее как дойную корову. Они с помощью лапок и усиков щекочут ее и она выделяет сладкую жидкость, которой питаются муравьи. Там, где гнезда муравьиные, пышные заросли шиповника и кусты малины вузы, листья, ягоды крупнее.
Понять это не трудно-почву улучшают мурашки.
Муравьи разрыхляют почву своими ходами, способствуют его увлажнению, обогащению перегноем, воздухом.
Зимуют муравьи в подземной части муравейника, где температура не такая низкая, как на поверхности. Там они собираются в тесный клубок и в таком состоянии находятся до весны.
в) Подумайте, почему нельзя разрушать муравейник?
— Почему муравьев называют санитарами леса?
Вывод. Муравьи — санитары леса. Они уничтожают его вредителей, питаются останками животных. Не разрушайте муравейника!
V. Закрепление изученного материала.
1. Продолжить предложение.
Насекомые — это бабочки, ….
Насекомые имеют … изножье.
Муравьи — друзья ….
Муравьи живут в … .
2. Найти лишнее слово.
Оса, муравей, еж, жук.
Солнышко, конек попрыгунчик, муха, лошадь.
3. Работа в тетради
4. Работа в группах с дидактическими карточками.
5. Объяснить, как вы понимаете народную мудрость “Пчелы рады цвету, а люди — лету”.
6. Игра “Кто лучше знает насекомых?”
— Отгадайте загадки.
• Эта маленькая труженица мед собирает как положено.
Все в улей, все в соты,
не чурается работы! (Пчела)
* У Красной малышки
на спине капельки-пятнышки.
Черные усы, голова,
любит ласковые слова. (Солнышко)
* У живого вертолета на спине прозрачные крылья.
Цветные одеяния,

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.