Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь 1. Поглазова О.Т, Шилин В.Д.

Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и в домашних условиях. В данном учебном пособии содержатся два вида карточек. Односторонние карточки вырезаются и наклеиваются в тетрадь при выполнении соответствующих заданий.
Двусторонние карточки следует разрезать все сразу и поместить в отдельный конверт, подписанный фамилией ученика. Конверты хранятся в кабинете и выдаются учащимся для самостоятельной индивидуальной работы или работы в парах.

Формат: pdf


Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь 1. Поглазова О.Т, Шилин В.Д.

Какие растения украшают твой родной край? Лекарственные растения.
Цели. Закрепить знания учащихся о дикорастущие растения и грибы, ознакомить с теми растениями и грибами, которые растут в их местности; раскрыть ценности лекарственных растений для человека; формировать правильное отношение к дикорастущих растений (и, в частности, лекарственных) и грибов; воспитывать бережное отношение к дикой природе.
Оборудование. Таблица “Дикорастущие растения”, иллюстрации лекарственных растений.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Минутка наблюдения и повторения изученного.
Анализ состояния неба, осадков, ветра.
III. Изучение нового материала.
И. Отгадывание загадок.
* Красивое дерево, прочное.
Листья резное, обильное.
А на веточках широкополых
будет много желудей. (Луб)
• Каждый мой листок
резная осень кистью осенью
в цвет желтый и багровый разрисовывает мне. (Клен)
• Весной растет, летом цветет.
осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветы — на медок,
лечит от гриппа, кашля и хрипу. (Липа)
• И варенье, и компоты из этих ягод вкусные.
И сквозь заросли густые
не проехать, не пройти. (Малина)
• Листочки тугие,
короткий стебелек,
едва голубенький,
ползучее растение.
Потолок, как ковер,
бугры и бугорки,
сбегаю по склонам
вниз до пруда. (Барвинок)
2. Рассмотрение таблицы “Дикорастущие растения” и беседа по их содержанию.
— Как называются изображенные растения?
— Как можно их назвать одним словом? (Дикорастущие растения.) Почему?
— На какие группы их можно разделить? (Деревья, кусты, травянистые растения.)
— Назовите по 2-3 представителя каждой группы.
— Какие из этих растений приходилось ли вам видеть в природе родного края? Где именно?
3. Рассказ учащихся о дикорастущие растения родного края.
План
1. Название растения.
2. К какой группе относится?
3. Какие листья: размер, форма?
4. Какой ствол, крона?
5. Какие цветы и плоды?
6. Значение в природе и жизни человека.
4. Слушание стихотворения.
5. О лекарственные растения.
а) Люди еще в древности верили, что во многих растениях скрыта целебная сила и использовали их для лечения самых разнообразных болезней.
— Отгадайте загадки и узнаете, какие растения помогают людям при заболеваниях.
* Я на солнце очень похожа-золотистая, нежная, кожа.
Я каждое утро расцветаю, лучиками всех поздравляю.
Догадаться вам не трудно, что за цветок я?… (Ромашка)
• Роста при дороге, всем помогаю.
Лечу тех, кто раны имеет. (Подорожник)
• Обильно в июле зацветает, очень хороший запах имеет.
Цветом от болезней лечит, щедро медом нас угощает. (Липа)
• Черно-белая одежка, сверху — лиственное платок.
Как весна-дарит сок — — пьем радушно круглый год. (Береза)
— Какие растения используют в вашей семье при простудных заболеваниях? (Малина, смородина, лук, чеснок.)
б) Рассмотрение иллюстраций лекарственных растений и беседа по их содержанию.
— Какие растения изображены? (Тысячелистник, калина, малина, мята, ромашка, подорожник, крапива, зверобой, шиповник,мать-и-мачеха, одуванчик, дикий чеснок, липа,ноготки и др.)
— Чем полезны эти растения для людей?
— Почему их называют лекарственными?
— Как надо относиться к таким растениям?
Вывод. Растения, которые человек использует для лечения болезней, называют лекарственными.
6. Работа в группах.
— Обсудите и составьте правила заготовки лекарственных растений.
— Выступая за широкое применение эффективных лекарственных средств из растений, следует полностью осознать ответственность за их сохранение в природе. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило как нам, так и грядущим поколениям.
Рациональное использование лекарственных растений предусматривает ряд мер:
* не срывать много растений, а столько, сколько используешь;
* не вырывать с корнем, чтоб растения росли на второй год;
* если нужны корни, то не использовать все, а оставлять в природе для размножения;
* Собирают лекарственные растения только тогда, когда количество биологически активных веществ, что содержатся в них, достигнет наибольшей концентрации. Траву необходимо
собирать без грубых приземных частей, поскольку они не являются лекарственным сырьем.
* Все надземные части растений собирают только в сухую погоду. Если утром была роса или прошел дождь, то заготовки начинают только после того, как растения полностью обсохнут.
* Не следует собирать запыленные и загрязненные растения вблизи дорог с интенсивным движением транспорта. Также нельзя заготавливать растения, поврежденные болезнями или вредителями и при потере растениями естественной окраски.
* Собранное сырье нельзя оставлять более 3-4 часов в таре, потому что оно самосогревается в результате выделения тепла при дыхании не отмерших частей растения. Это вызывает быстрое разрушение нужных для лечения биологически активных соединений.
* Характер сушки зависит от действующих веществ, содержащихся в растении. Сырье, содержащую эфирные масла (душица, мелисса), сушат медленно при температуре не выше 30-35 градусов, защищая ее от солнца. Л сырье, шо содержит витамин С (плоды шиповника, смородины), сушат при температуре 80-85 градусов, шоб избежать его окисления.
7. Отгадывание загадки.
* Под хвоей прячутся, или листом укрываются.
шапки не снимают — дождика ждут. (Грибы)
8. Рассказ с элементами беседы и использованием рисунков  о грибы леса.
— Какие грибы вы видели и собирали в лесу?
— Почему нельзя собирать неизвестные грибы? (Среди грибов е съедобны и ядовиты. Поэтому, не зная хорошо грибов, лучше их не собирать.)
Грибы очень полезны в лесу. Они являются пищей для животных. Там, где есть грибы, лучше растут деревья. Даже свои названия многие грибы получили от названия дерева, возле которого они живут: подберезовик, подосиновик, боровик, опята и т. п. нельзя уничтожать грибы в лесу.
9. Работа в группах.
— Обсудите и составьте правила сбора грибов.
* Никогда не собирайте и не берите незнакомые вам грибы — среди них могут быть ядовитые.
* Ни в коем случае нельзя во время сбора съедобных грибов разрывать и раскидывать в стороны мох. Грибница (волокна в грунте), оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Грибы срезают ножом или аккуратно выворачивают ножку из почвы, чтобы не повредить грибницу.
* Не уничтожайте несъедобных грибов! Грибы, которые для человека являются ядовитыми, для лесных жителей — лекарства и пищу. Чем больше в лесу разных грибов, тем он уютнее, тем лучше и быстрее растут деревья.
Физкультминутка
Встаньте, дети, улыбнитесь,
земле нашей поклонитесь
за счастливый день вчерашний.
И к солнцу потянитесь,
наклонитесь в разные стороны,
веретеном покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте,
и за парты тихо сядьте.
10. Работа с учебником (С. 98-99).
а) Рассмотрение фотографий.
б) Ответы на вопросы.
в) Объяснение выражения “Где дубы, там и грибы”.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради (с. 42).
а) Какое растение “лишнее”?
Дуб, ель, ива, лесные колокольчики.
б) Раскрасить лекарственные растения.
в) Подписать названия грибов.
2. Работа в группах с дидактическими карточками.
3. Разгадывание кроссворда (о лекарственных растениях).

4. Игра “Лото” (о грибах).
5. Сложить пазл (о растениях).
6. Игра “Узнай по описанию”.
* Этот яркий гриб просто красавец! У него белая, стройная ножка под красным с белыми пятнами шляпой. Его видно издалека. Лакомятся им и лечатся различные лесные жители. Но для людей он ядовит. (Мухомор)
* Эти грибы, будто загорелые под солнышком, растут на пеньках или около у деревьев большими группами. Иногда с одного пня можно собрать полную корзину. За это так и назвали эти грибы. (Опята)
* Каждый, кто не придет в лес, мечтает найти этот гриб. Его привыкли считать королем грибов. Ножка этого гриба не темнеет никогда, даже когда высушишь, она остается белой. Может, потому и получил гриб свое название. (Боровик)
* Маленький гриб, на цвет — бледно-зеленый, что в нем настораживает. Ножка растет будто из кругленького горшка или из корзинки. Этот гриб стал бледен от ярости, от злости на все хорошее. Его так и назвали за его нрав. (Бледная поганка)
* Название он взял от дерева. Чаще всего этот гриб растет под березой, но его можно найти не только там. (Подберезовик)
* Эти грибы стараются одеть не такие шляпы, как у других. Растут на одной поляне: синие, голубые, красные, желтые, фиолетовые, а название у всех одна. (Сыроежки)
V. Итог урока.
1. Ответы на вопросы.
— Какие растения называют дикорастущими? Почему?
— Назовите 2-3 представителя дикорастущих деревьев, кустов и травянистых растений своей местности.
Растение ваша любимая? Почему?
— Какие растения называют лекарственными?
— Как надо относиться к дикорастущим растениям, в частности, лекарственным?
— Чем растения полезны для людей?
— Как мы можем оберегать “зеленых друзей”?
2. Отгадать загадки.
• Манит пчел, словно магнитом, медоносным желтым цветом. (Липы)
• Стоит, колыхаются.
Коснешься кусается. (Крапива)
* Золотое его соцветие даст здоровье на века: на лужайке лесной расцветает -… (зверобой.)
• Цвет розовый и мелкий, запах сильный и резкий.
У него разболелся желудок, эта травка спасение.
У берега широкополая расцвела душистая … (мята).
3. Работа с родителями.
— Проверьте вместе с родителями народную примету «Лето с дождями — осень с грибами”.
Выполните задания для друга природы. Узнайте, какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптеке.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.