Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Плешаков А.А.

Учебник доработан в соответствии с ФГОС. C целью формирования умений планировать учебные действия и определять наиболее эффективные способы достижения результата, в учебник включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования.

Формат: pdf

Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Плешаков А.А.

Какое значение имеет воздух?
Цели. Формировать у учащихся представление о значении воздуха для живой природы; воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха, развивать наблюдательность, смекалку; формировать умение устанавливать связь между отношением к природе и состоянием воздуха.
Оборудование. Таблицы, дидактические карты, дидактические игры.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Минутка наблюдения.
Анализ состояния неба, осадков, ветра (сильный, умеренный, легкий, безветренно).
III. Повторение изученного материала.
1. Ответы на вопросы.
— Что мы изучали на прошлом уроке?
— Отгадайте загадку.
• Рукавом махнул, дерево согнул. Что это? (Ветер)
— Что такое ветер? (Ветер — это движение воздуха.)
IV. Актуализация опорных знаний, мотивация учебного материала, сообщение темы урока.
— Вспомните, какие условия необходимы для жизни живым организмам? (Свет, тепло, питательные вещества, вода, воздух.)
— Кто относится к живой природе? (Растения, животные, грибы, люди.)
— На сегодняшнем уроке мы выясним, какое значение имеет воздух для живой природы.
V. Изучение нового материала.
1. Беседа с элементами рассказа с демонстрацией таблицы “Значение воздуха для живой природы” с целью формирования представления о значении воздуха для живых организмов.
— Кому нужен воздух? (Растениям, животным, грибам, человеку.)
— Для чего нужен воздух живым организмам? (Действие жизни. Живые организмы дышат воздухом.)
— Нужен ли растениям воздух? (Так. Они тоже дышат воздухом.) Растения также питаются воздухом и образуют в зеленых листьях питательные
вещества.
— Рассмотрите рисунок, на котором изображен одуванчик.
— Что изображено на рисунке? (Изображена растение и парашютики одуванчика, которые летят.)
— Летали бы парашютики одуванчика без воздуха? (Ни.)
Парашютики одуванчика — это ее плоды с семенами.
— С помощью воздуха некоторые растения (клен, береза, тополь, ива, ель, сосна и другие) могут размножаться, распространять свои плоды с семенами.
Итак, растениям воздуха требуется для дыхания, питания, размножения.
— Нужен ли животным воздух? (Так. Они дышат воздухом.)
— Рассмотрите рисунок, на котором изображен полет птицы.
— Смогли бы птицы летать без воздуха? (Ни.)
— Для чего человеку нужен воздух? (Для дыхания.)
— Смог бы человек жить без воздуха?
Попробуйте задержать дыхание.
— Долго можете не дышать? (Ни.)
Вывод. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут.
Живым организмам нужен воздух для дыхания.
— Когда вы чувствуете себя лучше: в жару, в безветренную или ветреную погоду? (В ветреную.)
2. Слушание сказки.
— Послушайте сказку.
Солнце, Мороз и Ветер
Встретились Солнце, Мороз и Ветер и начали между собой спорить, кто из них сильнее. Когда это идет маленькая девочка.
Они и спрашивают:
— Скажи, девочка, кто из нас самый сильный?
Девочка подумала и говорит:
— Ветер.
Разозлился Мороз и засыхал:
— Я тебя заморожу!
Но Ветер успокоил девочку:
— Не бойся, я в это время не буду дуть.
— А я спалю тебя, — пригрозило Солнце.
— Не бойся, — сказал ей Ветер, — я буду в это время дуть.
И действительно: без ветра мороз не заморозит, а когда дует ветер, — Солнце не печет.
— О чем рассказывается в сказке?
3. Беседа с элементами рассказа с целью воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха.
— Подумай, какой воздух нужен для дыхания: чистый или грязный. (Чистое.)
4. Работа в паре.
— Рассмотрите рисунок.
— Что загрязняет воздух? (Воздух загрязняет дым фабрик, заводов, выхлопные газы автомобилей, разожжен костер.)
— В комнате, в которой много людей, воздух через некоторое время загрязняется. Как следствие, у людей начинает болеть голова, они могут заболеть.
— Почему необходимо проветривать классную комнату? (Когда в помещении много кислорода, повышается работоспособность.)
— Что очищает воздух? (Растения.)
— Как нужно заботиться о чистоте воздуха? (Чтобы сохранить воздух чистым, надо высаживать растения.)
— Также на заводах нужно очищать загрязненный воздух, использовать в машинах топливо, которое не загрязняет воздух.
5. Рассуждения.
— Подумайте, правильно ли делают люди, когда осенью сжигают траву, сорняки и опавшие листья? (Ни.) Почему? (Они загрязняют воздух.)
6. Работа с учебником (С. 40-41).
а) Рассмотрение фотографий.
б) Ответы на вопросы.
в) Рассказы учеников о том, как люди научились использовать свойства воздуха.
г) Подумайте! Для чего нужен чистый воздух?
Физкультминутка
Трава — низенькая-низенькая, деревья — высокие-высокие.
Ветер дерева колышет, качает, то вправо, то влево качает, то вперед, то назад, то вниз пригибает.
Птицы летят, улетают, а ученики тихонько за парты садятся и естествознание изучают.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради.
2. Работа в группах с дидактическими карточками.
3. Объяснить.
— Всегда ли бывает ветер одинаковым? Почему говорят: ветерок, ветер, ветрище?
5. Игра “Кто больше знает загадок о ветре”.
* Крыльев не имеет, а летает,
да еще и пыль поднимает. (Ветер)
• Без рук, без ног,
а двери и окна открывает. (Ветер) 
• Вокруг нас вьется,
а в руки не дается. (Ветер)
• Плывет по реке без лодки, без веника метет дорогу, без ног танцует
и без рук
сгибает деревца вниз. (Ветер)
• Без рук, без ног,
а на гору побежал. (Ветер)
6. Игра “Выбери правильно дорогу”.
Игровое действие. Ребенок должен определить, какой дорогой она пройдет, и объяснить свой выбор.
Наглядность. Рисунки, на которых изображены городские улицы и дороги.
Ход игры. Ученикам следует выбрать дорогу. На первой улице расположен завод-здесь загрязненный воздух. На второй улице движется много транспорта и нет ни одного дерева. Третья дорога — аллея с густо насаженными деревьями.
7. Игра “Сложи пазл”.
VII. Итог урока.
1. Ответы на вопросы.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Я улыбаюсь солнышку:
“Здравствуй, золотое!”
Я улыбаюсь цветочку — пусть она цветет!
Я улыбаюсь дождику:
«Лейся, как из ведра!”
Друзьям улыбаюсь — желаю им добра.
2. Работа с родителями.
а) Расскажите родителям о значении воздуха для живой природы и что надо делать, чтобы сохранить воздух чистым.
б) Понаблюдайте за верхушками деревьев. Одинаково ли они шатаются при ветре, ветерке, ветрище?
3. Выполните задание для друга природы. Узнайте, какие виды современного транспорта меньше всего загрязняют воздух.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.