Окружающий мир. 1 класс. Методическое пособие. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Пособие помогает понять и использовать общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «Окружающий мир» в 1 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи с внеурочной деятельностью как составной частью стандарта второго поколения.

Формат: pdf

Окружающий мир. 1 класс. Методическое пособие. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Тема. Как человек изучает природу? Наблюдение. Опыты. Исследовательская лаборатория. Исследование мелких деталей предметов с помощью лупы.
Цели. Формировать представление о наблюдение, опыты, исследовательские умения; развивать наблюдательность и сообразительность; ознакомить учащихся с приборами, с помощью которых исследуют природу (лупа, бинокль, линейка); развивать умение анализировать иллюстрации и делать выводы, доказывать свое мнение; формировать потребность в познании природы.
Оборудование. Таблицы, дидактические карточки, дидактические игры, два стакана, вода, лепестки цветка (астры), пробка, пластилин, гвоздь, бумага, скрепка, листок с дерева, резинка, салфетка: лупа, бинокль, листья деревьев, карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Ответы на вопросы.
С помощью чего человек познает мир?
— Какие органы чувств есть у человека?
2. Игра “бывает Ли так?”
Дидактическая цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое действие. Разгадывание небылиц.
Правила игры. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Учитель зачитывает по две строки стихотворения, а дети объясняют, чего на самом деле не бывает.
Небылица
Что у зимы на пороге цветут маки на морозе.
А у лета на печи замерзают калачи.
А у весны в конце поля листья сбросила тополь
А осенью у тропы оделись ивы в серьги.
А мы стали круг дома да и не можем разобрать, — кому идти рыбу пасты, кому воду в копы класть, кому пески молотить, кому снега волочить.
III. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока.
И. Загадки.
— Отгадайте загадку.
• Желтые листики лежит, под ногами шелестит, солнце уже не припекает.
Когда, дети, это бывает? (По осени)
• Само с кулачок, красненький у него бочек.
Тронешь пальцем — гладкие,
а откусишь-сладенькое. (Яблоко)
— Как вы догадались? По каким признакам узнали осень? яблоко?
— Вы отгадали загадки, поэтому что это видели, наблюдали.
Сегодня на уроке мы поговорим о наблюдение за природой.
Рассмотрите яблоко.
Какое оно по размеру, цвету, форме ?
— А можете ли вы. глядя на яблоко сказать, какое оно на вкус, на ощупь? Тонет ли яблоко в воде?
— Чтобы узнать, какое яблоко на вкус, на ощупь, или тонет в воде, надо его исследовать.
Что человек делает, чтобы познать природу? (Наблюдает с а ней, исследует ее.)
— С помощью каких органов чувств человек познает природу? (Глаза, нос, уши, язык, кожа рук.)
— Рассмотрите изображенные на таблице различные приборы.
— Какие из них вы знаете?
— Подумайте, для чего нужны эти приборы.
Изучать природу человеку помогают различные приборы.
— Итак, на уроке мы ознакомимся с приборами, с помощью которых следуют природу.
2. Беседа.
IV. Изучение нового материала.
И. Беседа с элементами рассказа с использованием таблицы “Что такое наблюдение” с целью формирования представления о наблюдение.
— Чтобы познать окружающий мир, опираясь на свои органы чувств, человек наблюдает за природными объектами и изменениями в природе.
Наблюдая, она выделяет признаки объекта, по которым он отличается от других.
— Вспомните, какие признаки объектов можно обнаружить с помощью органов чувств? (Цвет, размер, форму, вкус и запах, который на ощупь, далеко или близко находится, издает ли звуки.)
— Можете ли вы отличить яблоко от огурца?
— По каким признакам их различаете? (По цвету, размеру, форме.)
Наблюдая за объектами природы, человек видит изменения, которые с ними происходят. Наблюдая за яблоком, которое растет на яблоне, вы можете увидеть, как оно увеличивается в размерах. Как меняет свой цвет с зеленого на желтый или красный, делается более круглым.
— Что делает человек, чтобы познать окружающий мир?
Вывод. Чтобы познать окружающий мир, человек наблюдает за природой и изменениями в ней.
— Украинский народ издавна наблюдал за природой. Наблюдения помогали ему предсказать изменения в природе. Люди наблюдали, что перед дождем цветы сильнее пахнут, и ласточки летают низко. Итак, они знали, когда ждать дождя. На основе наблюдений наши предки составляли народные приметы.
2. Рассказ с элементами беседы.
— Чтобы познать природу, человек не только наблюдает, но и проводит опыты.
— Рассмотрите цветки астры.
— Какой по размеру этот цветок (большой или маленький)?
— Какого цвета?
По форме лепестки цветка (длинные, короткие)?
— Как пахнут астры?
— Нравится ли вам их запах?
— Можно лишь на основе наблюдений определить, тонут лепестки астры в воде или нет?
— Сколько бы вы не наблюдали за цветком астры, вы не сможете определить, легко отрываются лепестки у цветка, тонут они или плавают в воде. Для этого необходимо их оторвать, бросить в воду, то есть провести опыт.
3. Опыт.
— Проведем опыт. Или тонут лепестки астры в воде?
— В стакан с водой бросьте два лепестка астры. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
4. Работа в паре.
— Исследуйте, какие из предметов (пробка, пластилин, гвоздь, бумага, скрепка, листок, ластик, салфетка) тонут, а какие плавают на поверхности воды.
— Для этого в стаканы с водой по очереди бросайте предметы. Что наблюдаете?
— Назовите, какие предметы тонут в воде, а какие плавают на поверхности.
Вывод. Иногда в природе неудобно наблюдать за некоторыми изменениями, роз-глянуть те или иные свойства объекта, поэтому человек проводит опыты.
С помощью опытов можно выяснить, что есть в почве. Могут ли растения жить без воды, света, воздуха? Что будет с водой, если ее поставить в холодильник?
5. Рассказ учителя.
— Послушайте рассказ.
Наталья и Дмитрий пошли в лес. Там они увидели муравейник.
— Ой! Что они делают? — вскрикнула Наташа.
— Кто? — спросил Дима.
— Мурашки. Давай рассмотрим их.
— Какие они маленькие! их плохо видно.
— Пойдем домой. Возьмем лупу и сможем все рассмотреть.
6. Беседа по содержанию текста.
— Что увидели дети в лесу? (Муравейник.)
— Кого они хотели рассмотреть? (Муравей.)
— Смогли ли дети это сделать? Почему? (Муравьи очень мелкие.)
— Что предложила Наталья сделать Дмитрию, чтобы хорошо рассмотреть мурашек? (Взять луну.)
7. Практическая работа «Исследование мелких деталей предметов с помощью лупы”.
Рассмотрите лупу.
— Что у нее есть? (У лупы есть ручка и стекло в оправе.)
— Попробуем исследовать с помощью лупы надпись на карандаше.
— Карандаш — это рукотворный объект или природный? (Рукотворный.)
— Возьмите карандаш и рассмотрите буквы и цифры на нем. Хорошо ли их видно?
— Возьмите лупу за ручку в правую руку, а карандаш — в левую. Держите перхоть у правого глаза. Постепенно приближайте ее к карандашу, пока четко не будет видно надпись через стекло. Хорошо ли его видно?
Когда лучше видны надписи — без лупы или с лупой? Подумайте, почему. (У эха есть стекло, которое увеличивает предметы.)
— Когда краше видны надписи-без перхоти или с перхотью? Подумайте, почему. (У лупы с стекло, которое увеличивает предметы.)
Словарь.
Лупа-увеличительный прибор, с помощью которого можно исследовать мелкие предметы.
— Почему лупу называют увеличительным прибором? (Она увеличивает мелкие предметы.)
8. Ознакомление с биноклем.
Чтобы узнать, какие объекты природы можно исследовать с помощью бинокля, отгадайте загадки.
• Без топора и без рук, а дом строит. (Птица)
* Ходит хмуро между дубами, хищно щелкает зубами, весь, как есть, —
жестокая ярость.
глаза у него так и льют.
Затаился вот, примолк.
Грозный зверь этот, конечно, … (волк.)
• В темном лесу проживает, длинный хвост пушистый имеет. ей на месте не силится.
как зовут ее? (Лиса)
• На голове его корона из веток.
На спинке пятнышки белые, как день, зверушку зовут это … (олень.)
С помощью бинокля можно рассматривать не только животных, которые находятся далеко, но и верхушки деревьев, вершины гор
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради .
2. Работа в группах с дидактическими карточками.
3. Игра “Когда это бывает?”
— Отгадайте загадки.
• Пришла к нам бабушка в белом кожухе.
Поля принарядила-пушистым снегом покрыла
• Расцветают в лугах цветы, зеленеют в лесу ветви.
Все зеленое, молодое…
За весной идет? (Лето)
* Гане снежок, цветет лужайку, день прибывает.
Когда это бывает? (Весною)
• Голые поля, мокнет земля,
дождь поливает, когда это бывает? (По осени)
* Я раструшу снега, нагоняю холода, воды сковываю в льды,
в дружбе с детьми я всеми. Догадались? Я. .. (зима.)
* Хозяйка ходит в рощи, все деревья раздевает. (Осень)
• Пришла баба с ветрами и с белыми снегами, привела с собой
деда с бородой. (Зима)
• Солнце печет, липа цветет, рожь созревает.
Когда это бывает? (Витку)
• Сошли снега, шумит вода, земля уже в цветах, травка молодая,
все мертвое оживает.
Когда это, дети, бывает? (Весной)
• Снег на полях, лед на реках,
вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
• Я звезд изучаю в … (телескоп),
а манную крупу рассматриваю у … (лупу).
За птицами наблюдаю, взяв в руку … (бинокль.)
Как вы догадались?
6. Игра “Сложи пазл”.
7. Игра “Лото”.
VI. Итог урока.
1. Ответы на вопросы.
О то вы узнали на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?
2. Работа с родителями.
а) Вместе с родителями проверьте народную примету “Если осенью с деревьев не все листья опадет, будет строгая зима».
б) Понаблюдайте за Солнцем.
Где на небе находится утром Солнце, когда вы идете в школу?
— Где на небе находится Солнце в полдень, когда вы возвращаетесь из школы домой?
— Где на небе находится Солнце вечером, когда вы ложитесь спать?
в) Подумайте!
— Подумайте с родителями, как сделать, чтобы пробка утонул, а пластилин держался на поверхности воды. Проверьте с помощью опыта.
г) Поинтересуйтесь у родителей, как они используют часы, термометр.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.