Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

ЧАСТЬ 1. Мы и наш мир 4 Природа 6 Неживая и живая природа 8 Культура 10 Природа в творчестве человека 14 Мы — люди 16 Как мы общаемся с миром 18 Люди — творцы культуры 22 За страницами учебника 24 Наш класс 25 Наш класс в школе 26 Мы — дружный класс 28 Учитель — наставник и друг 30 Природа в классе 32

Формат: pdf

Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Природу изучают различными методами, назовем их шагами к познанию природы.
• Наблюдение — первый шаг к познанию природы
Природа и изменения, происходящие в ней( восход Солнца, прорастание растения из семени и т. д.), издавна привлекали внимание человека. Сначала она наблюдала за ними с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания).
Так, с помощью зрения человек узнает о цвете, размерах и форме тел природы. Слух помогает слышать и различать звуки, обоняние — чувствовать и различать запахи. Прикоснувшись рукой к предмету, человек узнает, какой он — холодный или горячий, гладкий или шершавый, мягкий или твердый. Наблюдения за природой помогли человеку сделать немало открытий и изобретений. Стоит вспомнить, что самолет напоминает птицу в полете (рис. 3), а подводная лодка имеет обтекаемую форму, как у рыб. Это лишь несколько примеров, как благодаря наблюдению люди получили знания о природе и использовали их. Метод наблюдения и ныне достаточно распространен в естественных науках.
• Измерение — второй шаг
к познанию природы
Чтобы определять размеры тел на Земле и в космосе, а также расстояния между ними, применяют измерения. Например, благодаря измерению длины рек узнали, что самая длинная река Украины — Днепр, а благодаря измерению скорости движения гепардов выяснили, что они самые быстрые среди наземных зверей. Узнать о том, какое тело имеет большую массу и на сколько граммов или во сколько раз, можно с помощью взвешивания, то есть измерения их массы. Тебе, видимо, тоже приходилось осуществлять различные измерения, в частности измерять свой рост, температуру тела во время простуды, время выполнения домашних заданий.
• Эксперимент — третий шаг к познанию природы
Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления природы, ученые проводят эксперименты или опыты. Экспериментом называют изучение тел и явлений природы в специально созданных условиях. При этом исследователь может изменять условия эксперимента и внимательно следить за ходом явлений в изменяющихся условиях. Каждый опыт проводится для того, чтобы получить ответ на вопрос, который задает природоисследователь. Предлагаем тебе ознакомиться с описанием опыта, что помещено на Странице естествоиспытателя.
Изучать природу человеку помогают разнообразные приборы и устройства. Некоторые из них ты тоже используешь в школе и дома, например часы, линейка, термометр. О других узнаешь из следующего параграфа.
• Как правильно применять методы изучения природы
Прежде чем использовать любой метод изучения природы — наблюдение, измерение, эксперимент, нужно определить его цель, то есть дать ответ на вопрос: для чего я это делаю? Например, цель наблюдения можно сформулировать так: выяснить, листья какого дерева — клена или тополя — осенью желтеют первыми, а цель измерения — определить размеры комнаты.

Затем нужно определить, какие действия будут выполняться для изучения явления или тела природы, то есть ответить на вопрос:

что и как я делаю? Для этого нужно записывать, что изучается, в каких условиях это происходит, а также выбрать необходимые приборы.
Результаты наблюдений и опытов необходимо зафиксировать. Для этого составляют таблицы и схемы, делают зарисовки, фотографии, видео — и аудиозаписи.
На основе полученных результатов обязательно делается вывод. В нем должно быть отражено, достигнута ли цель проделанной работы по изучению тела или явления природы.
Рассмотрим пример эксперимента. Нас интересует, в какой воде лучше растворяется сахар — холодной или теплой. Это и будет целью нашего опыта. Тебе известно, что сахар хорошо растворяется в горячей воде, ведь это наблюдаешь каждый раз, когда кладешь сахар в чай. Поэтому выдвигаем предположение: сахар лучше растворяется в теплой воде.
Все, что понадобится для эксперимента, показано на рисунке 4.

Мал. 4. Исследуем растворимость сахара в воде: 1 — стакан с теплой водой; 2 — стакан с холодной водой; 3 — сахар
В каждый стакан добавим по одной чайной ложечке сахара и роз-мешаем. Наблюдаем, как в стакане с теплой водой сахар развивается быстрее.
Зафиксируем результаты опыта в таблице:
Что делаю Что наблюдаю
Растворяю сахар в теплой воде Сахар хорошо растворяется
Растворяю сахар в холодной воде Сахар плохо растворяется

Как видишь, предположение, что было выдвинуто в начале экспе-рименту, подтверждено. Поэтому можно сделать вывод: в теплой воде сахар растворяется лучше, чем в холодной воде.
• Кого называют учеными-натуралистами
Ученых, изучающих природу, называют природодослідниками, или натуралистами. Имена первых натуралистов известны всему миру (рис. 5).
Ученые-натуралисты используют различные методы изучения при роды. Благодаря добросовестной многолетней работе натуралистов человечество

Карл Линней
(1707-1778) Михаил Ломоносов (1711-1765) Владимир Вернадский (1865-1945)
Изучал живую природу. Распределил живые существа на группы, описал несколько тысяч видов растений и животных осуществил многочисленные исследования в химии, физике, астрономии, открыл закон сохранения массы исследовал состав земной поверхности, обосновал решающую роль живых существ в существовании нашей планеты
Мал. 5. Знаменитые ученые-натуралисты

получил ответы на многочисленные вопросы, касающиеся природы, например, из чего состоят тела природы, почему разрушаются горы, какое расстояние до Луны, как питаются растения и многие другие.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов