Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю

Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю
5 (100%) 1 vote[s]

ЧАСТЬ 1. Мы и наш мир 4 Природа 6 Неживая и живая природа 8 Культура 10 Природа в творчестве человека 14 Мы — люди 16 Как мы общаемся с миром 18 Люди — творцы культуры 22 За страницами учебника 24 Наш класс 25 Наш класс в школе 26 Мы — дружный класс 28 Учитель — наставник и друг 30 Природа в классе 32

Формат: pdf

Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Природу изучают различными методами, назовем их шагами к познанию природы.
• Наблюдение — первый шаг к познанию природы
Природа и изменения, происходящие в ней( восход Солнца, прорастание растения из семени и т. д.), издавна привлекали внимание человека. Сначала она наблюдала за ними с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания).
Так, с помощью зрения человек узнает о цвете, размерах и форме тел природы. Слух помогает слышать и различать звуки, обоняние — чувствовать и различать запахи. Прикоснувшись рукой к предмету, человек узнает, какой он — холодный или горячий, гладкий или шершавый, мягкий или твердый. Наблюдения за природой помогли человеку сделать немало открытий и изобретений. Стоит вспомнить, что самолет напоминает птицу в полете (рис. 3), а подводная лодка имеет обтекаемую форму, как у рыб. Это лишь несколько примеров, как благодаря наблюдению люди получили знания о природе и использовали их. Метод наблюдения и ныне достаточно распространен в естественных науках.
• Измерение — второй шаг
к познанию природы
Чтобы определять размеры тел на Земле и в космосе, а также расстояния между ними, применяют измерения. Например, благодаря измерению длины рек узнали, что самая длинная река Украины — Днепр, а благодаря измерению скорости движения гепардов выяснили, что они самые быстрые среди наземных зверей. Узнать о том, какое тело имеет большую массу и на сколько граммов или во сколько раз, можно с помощью взвешивания, то есть измерения их массы. Тебе, видимо, тоже приходилось осуществлять различные измерения, в частности измерять свой рост, температуру тела во время простуды, время выполнения домашних заданий.
• Эксперимент — третий шаг к познанию природы
Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления природы, ученые проводят эксперименты или опыты. Экспериментом называют изучение тел и явлений природы в специально созданных условиях. При этом исследователь может изменять условия эксперимента и внимательно следить за ходом явлений в изменяющихся условиях. Каждый опыт проводится для того, чтобы получить ответ на вопрос, который задает природоисследователь. Предлагаем тебе ознакомиться с описанием опыта, что помещено на Странице естествоиспытателя.
Изучать природу человеку помогают разнообразные приборы и устройства. Некоторые из них ты тоже используешь в школе и дома, например часы, линейка, термометр. О других узнаешь из следующего параграфа.
• Как правильно применять методы изучения природы
Прежде чем использовать любой метод изучения природы — наблюдение, измерение, эксперимент, нужно определить его цель, то есть дать ответ на вопрос: для чего я это делаю? Например, цель наблюдения можно сформулировать так: выяснить, листья какого дерева — клена или тополя — осенью желтеют первыми, а цель измерения — определить размеры комнаты.

Затем нужно определить, какие действия будут выполняться для изучения явления или тела природы, то есть ответить на вопрос:

что и как я делаю? Для этого нужно записывать, что изучается, в каких условиях это происходит, а также выбрать необходимые приборы.
Результаты наблюдений и опытов необходимо зафиксировать. Для этого составляют таблицы и схемы, делают зарисовки, фотографии, видео — и аудиозаписи.
На основе полученных результатов обязательно делается вывод. В нем должно быть отражено, достигнута ли цель проделанной работы по изучению тела или явления природы.
Рассмотрим пример эксперимента. Нас интересует, в какой воде лучше растворяется сахар — холодной или теплой. Это и будет целью нашего опыта. Тебе известно, что сахар хорошо растворяется в горячей воде, ведь это наблюдаешь каждый раз, когда кладешь сахар в чай. Поэтому выдвигаем предположение: сахар лучше растворяется в теплой воде.
Все, что понадобится для эксперимента, показано на рисунке 4.

Мал. 4. Исследуем растворимость сахара в воде: 1 — стакан с теплой водой; 2 — стакан с холодной водой; 3 — сахар
В каждый стакан добавим по одной чайной ложечке сахара и роз-мешаем. Наблюдаем, как в стакане с теплой водой сахар развивается быстрее.
Зафиксируем результаты опыта в таблице:
Что делаю Что наблюдаю
Растворяю сахар в теплой воде Сахар хорошо растворяется
Растворяю сахар в холодной воде Сахар плохо растворяется

Как видишь, предположение, что было выдвинуто в начале экспе-рименту, подтверждено. Поэтому можно сделать вывод: в теплой воде сахар растворяется лучше, чем в холодной воде.
• Кого называют учеными-натуралистами
Ученых, изучающих природу, называют природодослідниками, или натуралистами. Имена первых натуралистов известны всему миру (рис. 5).
Ученые-натуралисты используют различные методы изучения при роды. Благодаря добросовестной многолетней работе натуралистов человечество

Карл Линней
(1707—1778) Михаил Ломоносов (1711—1765) Владимир Вернадский (1865—1945)
Изучал живую природу. Распределил живые существа на группы, описал несколько тысяч видов растений и животных осуществил многочисленные исследования в химии, физике, астрономии, открыл закон сохранения массы исследовал состав земной поверхности, обосновал решающую роль живых существ в существовании нашей планеты
Мал. 5. Знаменитые ученые-натуралисты

получил ответы на многочисленные вопросы, касающиеся природы, например, из чего состоят тела природы, почему разрушаются горы, какое расстояние до Луны, как питаются растения и многие другие.

[свернуть]

Похожие страницы