Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. Виноградова Н.Ф

Оценить эту страницу

Учебник построен на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учётом психологических особенностей шестилетних первоклассников. Способствует всестороннему развитию школьников, обучает умению использовать полученные знания при решении разнообразных логических и творческих задач.

Формат: pdf

Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. Виноградова Н.Ф.

Программа занятий «Учимся добру»
во время проведения утренних встреч с учениками 1 класса
(согласно изучения предмета «Я исследую мир»?)

Актуальность. Проблема формирования сознательного или ответственного отношения соискателя образования к собственной жизни является одной из ключевых, поскольку система ценностных отношений личности детерминирует поведение человека на протяжении всего ее жизненного пути, а, следовательно, непосредственно определяет успешное или неуспешное будущее целой страны. Именно в учреждениях образования учащимся с помощью учителей закладывается определенный ценностный ориентир на дальнейшую идентификацию в социальной среде.
На формирование ответственного ученика средней школы влияет не только его включение в деятельность и получение положительных результатов (завершенность дела, добросовестное ее выполнение, получение удовольствия от работы как самим исполнителем, так и окружающими людьми), но и характер взаимоотношений с другими людьми.
Учитель начальных классов несет большую ответственность за то, чтобы научить ребенка умений группового взаимодействия: вести диалог, управлять своим поведением, коллективно обсуждать результаты работы, давать самооценку своим действиям, применять навыки межличностного взаимодействия – бескорыстно делиться тем, что имеешь; проявлять понимание, настраиваться на переживания другого, оказывать ему посильную помощь; приносить радость не только себе, но и людям, которые рядом; брать более тяжелую или большую часть работы на себя.
Применяя игры, сказки, рассказы, стихи, практические задания для учащихся мы можем анализировать различные жизненные ситуации вместе с ребенком, давая ответы на ее вопросы. В конечном результате нам откроются особенности поведения ребенка, видение окружающего мира и стратегии своего дальнейшего поведения.
Во время игры, перевоплощаясь в сказочного героя, ученик может спокойно рассказать о своих чувствах, мыслях. Именно во время занятий дети усваивают необходимые модели поведения, учатся реагировать на жизненные ситуации, повышают уровень знаний о себе и окружающих.
Задания способствуют познавательному развитию детей, воспитывают моральные чувства, влияющие на представления личности ребенка, направляя развитие желаний и поступков. Каждый ученик узнает, что добро почти всегда побеждает зло, а отрицательные герои будут наказаны за свои поступки.
Цель: научить соискателей образования уважать людей и ответственно относиться к собственной жизни; развивать желание делать добро, формировать у подрастающего поколения моральные качества, благородство, чувство милосердия; воспитывать морально-этические нормы жизни; воспитывать желание самому творить добро.
Оборудование: доска, компьютер, учебник, видеоматериалы, дополнительные материалы.
Ход проведения
Утренняя встреча — занятие 1.
Поздравление. Вступительное слово
Учитель. Доброго дня! Приветствую вас на нашем занятии, посвященном окружающему миру.
Жизнь ... она удивительная, непредсказуемая, горькая и сладкая, однообразная и красочная, часто грустная или радостная, но одновременно интересная и замечательная. А самое главное (очень жаль) – дается один раз. Человек должен дорожить своей жизнью даже тогда, когда оно у нее почему-то не складывается, когда в нем больше невзгод, чем радостей. Мы должны творить добро.
Цель: помочь ученикам постичь, что значит быть добрым, лежащим в основе доброты, доброго поступка, славя добро в человеке, его делах и отношении к другим.
Оборудование: ноутбук, проектор, подобранные игры, музыкальные записи.
Эпиграф (ученики проговаривают за учителем)
Крик — рождает грубость;
Обман рождает недоверие;
Улыбка растапливает лед;
Прощение — приносит облегчение;
Забота — наполняет жизнь смыслом.
Посеешь желание — пожнешь поступок;
Посеешь поступок — пожнешь привычку;
Посеешь привычку — пожнешь характер;
Посеешь характер — пожнешь судьбу.
Мать Тереза (прожив нелегкую жизнь, Она творила добро всем своим сердцем,своей улыбкой, своими руками и мы будем счастливы если будем соблюдать Заповеди, которые создала и по которым жила сама Мать Тереза).
Ученики.
Все — из доброго или злого —
Начинается с малого.
Хлеб — из маленького зернышка,
Дождь — из чистой капли.
День заботой начнется,
Проганяй поскорей дремоту —
И рукам давай работу.
И делай неутомимо, умело,
Хоть малое и доброе дело.
Учитель.
Дети,сегодня мы с вами поговорим о доброте. Добро, отзывчивость, умение понимать чужую боль, вовремя поддержать в трудную минуту, утешить добрым словом и поступками — являются составляющими характера нашего народа.
Какие правила доброты вы знаете? (Помогать слабым, старым, больным, тем, кто попал в беду, прощать ошибки, не быть жадным, не завидовать)
Какими же чертами должен быть наделен человек, чтобы о нем говорили лишь хорошо? Посмотрим на экран:

Доброжелательность
воспитанность
добросовестность
порядочность
тактичность
честность
ласка
Игра «Поляна доброты»
Учитель. Сейчас мы с вами создадим цветочную поляну. На партах у вас есть цветы разных цветов, каждый цвет соответствует определенной черте характера. Выберите самую важную, на ваш взгляд, риса характера и прикрепите к цветочным стеблям.
(На цветках записано: красный цветок — доброта, желтый — совесть, синяя — смелость, розовая — честность. На» поляне " появляются преимущественно красные цветы).
Учитель. Дети, кто из вас изменил свое мнение, поэтому на поляне расцвели «цветы доброты», хотя другие тоже имеют право на существование, ибо все положительные черты характера чрезвычайно необходимы людям.
Какое название дадим цветущей поляне? («Поляна доброты» )
Дети, вы создали «Поляну доброты», пусть над ним светит Солнце доброты».
Видеоматериал «Каким я вижу окружающий мир?»
https://www.youtube.com/watch?v=8HCBokBu7i8

Утренняя встреча – занятие 2.
Творческое задание «Солнце доброты»
Цель: научить детей различать человеческие добродетели и выбирать самую главную черту характера.
(На партах каждой группы рисунок солнца без лучей. Дети дорисовывают лучи и подписывают, свои добрые поступки и создают свое «Солнце доброты».
Дети, в которых больше всего лучей, зачитывают добрые поступки.
Все божьи коровки прикрепляют над «лужайкой доброты»).
Учитель. Добрый человек и сам похож на ясное солнышко, потому что он всех умеет согреть своей любовью, заботой, лаской, искренностью и щедростью.
А задумывались ли вы, какая из человеческих добродетелей самая важная? Я предлагаю вам перечитать весь словарик и выбрать одну, на ваш взгляд, самую важную черту, которой обязательно должна обладать человек. Напишите на желтых цветочках и прикрепите к букету, что соответствует выбранной черте характера.
(На доске аппликации букетов без цветов с надписями черт характера: смелость, честность, доброта, совесть. Дети прикрепляют свои цветы).
Учитель. Какой букет оказался самым большим? А теперь объединитесь в группы, в зависимости от выбранной черты характера и сядьте за столы. Выберите председательствующего группы и помощника.
(Дети объединяются в группы. Председательствующий руководит работой группы и выбирает тех, кто будет выступать).
Задача. Обсуждение в группах, наведения убедительных доказательств того, что именно выбранная черта является самой главной.
(Дети работают в группах. Выбранный ученик презентует работу).
Учитель. Вы выбрали разные человеческие добродетели и это хорошо, что каждый из вас имеет свои взгляды и свое мнение, которое имеет право на жизнь. Но я тоже долго думала и выбрала, на мой взгляд, самую главную черту характера. Какую? Послушайте стихотворение и определите, какую человеческую добродетель я считаю самым главным.
(Учитель читает стихотворение).
Спасет мир красота
— Всегда так говорили.
Теперь спасет мир лишь доброта.
Потому что одной уже красоты слишком мало.
Потому что столько везде зла-человек уже не тот.
Поэтому, люди, на земле
Спешите творить добро,
Чтобы нам не. сгинуть в море зла,
Чтобы каждый мог среди красоты прожить
В царстве справедливости и добра.
По легенде, когда рождается ребенок, Бог зажигает на небе новую звезду и посылает к ребенку ангела — хранителя. Во сне ангел целует дитя трижды: в лоб— чтобы оно росло умным, в личико— чтобы было красивым, и в грудь— чтобы мало здоровья, любовь и доброта вселились в его тело, сердце и душу. Но то легенда. Нет на свете двух одинаковых людей. Каждый человек — индивидуальность. Даже близнецы, внешне похожие как две капли они, различаются между собой характером, желаниями, взглядами на жизнь. Люди отличаются физическими данными, умственным развитием, способностями, характерами, вкусами, темпераментом. У них разное отношение к победам и поражениям, к знакомых, родных, друзей. У каждого из людей своя биография, свой существенный опыт. Чтобы человеку хорошо жилось, работалось, чтобы он имел хорошее самочувствие, и среда должна быть благоприятной, комфортной. В государстве должны царить мир и процветание, в коллективе-доброжелательные взаимоотношения, в семье-благосостояние и любовь. Если вы хотите, чтобы окружающие уважали вас, прислушивались к вашему мнению, научитесь уважать их, любить, помогать им. С самого детства каждый должен освоить нормы морали и правила поведения, с которыми нужно жить в человеческом обществе, чтобы стать настоящим человеком. Что необходимо для того, чтобы жить со всеми в мире и согласии, чтобы не докоряло совесть не мучила совесть? Каждый человек должен стремиться стать честным и порядочным. Но чтобы вырасти таким, нужно бороться с ленью, небрежностью, лживостью, отбросить зависть и много негативного, что вдруг обнаруживается в характере. Хороший человек, настоящий человек — это солнышко, которое согревает все вокруг своими ласковыми лучами, своим горячим сердечком. Вы еще совсем малы, но солнце у вас может быть очень велико. И сегодня мы будем вести разговор, общаться о том, чтобы никогда не забывать, что именно нужно для того, чтобы стать настоящим человеком.
Не говори о доброте,
Когда ты ею сам не сияешь…
Когда в радостях витаешь,
Забыв о чужой беде.
Ибо доброта не только то,
Что обнимает теплое слово.
В этом чувстве такая основа,
Из глубины души растет.

[свернуть]

Похожие страницы