ОГЭ 2019. Итоговое собеседование по русскому языку. Типовые задания. 36 вариантов. Егораева Г.Т.

Пособие предназначено для эффективной пошаговой подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для выпускников основной школы. Оно содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе. Работая с пособием, учащиеся научатся: • грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты; • выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи; • излагать материал на основе личного жизненного опыта; • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге.

Формат: pdf

ОГЭ 2019. Итоговое собеседование по русскому языку. Типовые задания. 36 вариантов. Егораева Г.Т.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Жилище. 2. Дерево. 3. Двигаться. 4. Научные дисциплины. 5. Виды спорта. 6. Качества человека. 7. Творческие профессии. 8. Природа.

1. В древности. 2. В любое время. 3. Трудиться ради выживания. 4. Обладал множе­ством талантов <или> проявлял свою целеустремлённость. 5. Постоянно трудился.

Может быть написан такой сжатый текст:

1.     Запахи окружают человека повсюду, они являются неотъемлемым свойством всего, что нас окружает.

2.     Чтение оказывает глубокое и благотворное влияние на развитие интеллекта. Чи­тая, человек приобретает новые знания. Важно и то, что в процессе чтения человек растёт духовно.

3.     Здоровый образ жизни предполагает в первую очередь двигательную активность. Малоподвижный образ жизни ослабляет человека.

4.     Человеку всегда нужно иметь ясный ум, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Для этого необходимо упражнять мозг. Только активно работающий мозг со­хранит свои возможности до глубокой старости.

5.     Война, природная катастрофа, болезнь — это такие неординарные события, ко­торые выявляют нравственную сущность человека. Ведь именно в критические мо­менты его жизни становится ясно, кто он: трус или герой.

6.     Философия начинается там, где человек поднимается над бытом и пытается по­нять истинные причины того, что происходит с ним и вокруг него, какие механиз­мы управляют развитием тех или иных процессов.

 1. В тексте говорится о шахматах.

2.   Игры, шахматы, шахматист.

3.   Шахматы — это игра, близкая и спорту, и науке, и искусству.

4.   Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой, учат быть объективным.

1. Тесты, какое-то дело. 2. Характер, человеческие свойства, дело, действие.

2. 1.3. Человек, окружающий мир, очеловечивание природы, могуществен­ные существа, запрет, обряды, традиция.

! 8 J Текст должен быть разбит на такие три части:

1)   Сегодня очень велико значение железнодорожного транспорта. На карте вид­но, что железные дороги расходятся от Москвы во всех направлениях, соединяя между собой крупные и мелкие города Урала, Сибири, Дальнего Востока, юга, се­вера… Это целая сеть, которая работает и днём и ночью.

2)   Автомобиль — важнейший вид транспорта. Автомобильные дороги соединя­ют города и посёлки, обслуживают сельскохозяйственные районы страны. Грузо­вые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют сельскохозяйственные машины и удобрения.

3)    Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воз­душным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолётом — несколько часов. Самолёты перево­зят почту, грузы, которые нуждаются в срочной доставке, — цветы, фрукты.

Части текста могут быть озаглавлены так:

1)   Железнодорожный транспорт

2)   Автомобильный транспорт

3)   Воздушный транспорт

1. 2. 2. 2. 3. Дружба; юность; взрослые; проблемы общения; наладить коммуни­кацию; величайшая ценность; потребность в дружбе. 4. 1) Все люди, независимо от возраста, задумываются о сущности дружбы. 2) Хотя все считают дружбу вели­чайшей ценностью, часто слышны жалобы на то, что глубокая дружба подменяется поверхностными отношениями. 3) Современные ребята испытывают потребность в дружбе, потому что без неё трудно прожить счастливую жизнь.

1.     Режим, планирование, расписание, чередование работы и отдыха.

2.     1) Режим очень полезен: он позволяет упорядочить жизнь. 2) Режим необходи­мо выдерживать. 3) Смысл режима в том, чтобы рационально чередовать работу и отдых.

3.     Может быть написан такой сжатый пересказ: Все наслышаны о пользе режима. Режим позволяет организовать жизнь так,

чтобы хватило времени и на труд, и на отдых. Преимущества продуманного плани­рования перед ворохом случайных дел и побуждений очевидны.

Важно понимать, что режим дня имеет смысл тогда, когда он выдерживается. Это не значит, что жизнь по режиму должна быть строгой. Понятно, что могут быть причины, когда отклонения от режима возможны или даже необходимы.

Если смысл режима выразить кратко, то надо будет сказать, что это рациональ­ное чередование работы и отдыха. Учебные занятия требуют напряжённой работы мозга, поэтому необходим активный отдых, чтобы восстановить высокую работо­способность. Грамотно спланированный режим — лучшее решение для того, чтобы избежать переутомления.

2.     Человек, искусство, образ, понятие, наука.

3.     Может быть составлен такой план: 1) Как изучают человека искусство и наука. 2) Образ начинается с единичного. 3) Чем различаются образ и понятие.

4.     Может быть приведён такой сжатый пересказ:

Искусство изучает человека и мир человека с помощью художественного образа. А наука изучает действительность с помощью понятия.

Если понятие схватывает только общее и всеобщее, то художественный образ начинается с единичного. Образ есть конкретный жизненный пример, его легче со­поставить с жизненным опытом каждого человека.

Но художественный образ несёт в себе обобщение, он соединяет общие законо­мерности с индивидуальным явлением. Образ эмоционален, понятие бесстрастно. Образ позволяет изучать человека, при этом испытывать к нему симпатию или антипатию.

 1. Проблемы, трудности, подросток, становление личности, борьба, победа, творец судьбы, преодоление, счастье.

3.    Должно быть подчёркнуто следующее предложение: «Жизнь тяжела, подчас тя­жела неимоверно, и очень важно не бояться трудностей, не бояться препятствий, потому что только их преодоление позволяет человеку подняться на новый уро­вень».

4.     Может быть составлен такой план: 1) Жизненные трудности во многом опреде­ляют становление личности. 2) Опыт победителя позволяет выбрать правильную жизненную установку. 3) Преодоление трудностей позволяет человеку подняться на новый уровень.

5.    Может быть написано такое сжатое изложение:

Перед каждым человеком в юности стоит много проблем, связанных с необходимостью разобраться в себе. Переживаемые трудности определяют ста­новление личности. Кого-то первые неудачи делают неуверенным в себе, такой че­ловек предпочитает отступать, не рисковать.

Кто-то, напротив, закаливается в борьбе с трудностями, обретает опыт победите­ля. Этот опыт позволяет выбрать правильную установку в жизни, понять, что чело­век — это творец своей судьбы.

Весь многовековой путь человечества — это путь борьбы и победы. Важно обре­сти этот опыт в юности, чтобы хватило сил и веры бороться за своё счастье. Только преодоление позволяет человеку подняться на новый уровень.

Личность, нравственное понятие, внутренняя сила, ценности, социальные функции.

2.     Что такое личность?

3.     Может быть составлен такой план: 1) Личность — понятие нравственное. 2) Социальность личности. 3) Личность и человек.

4.     Может быть написано такое сжатое изложение:

Молодёжь всегда волновал вопрос «Как стать личностью?». Сущность личности понимали по-разному, поэтому на этот вопрос давали разные ответы. Некоторые считают личность понятием нравственным, то есть человек становится личностью тогда, когда обретает определённые качества. Эти качества отражают внутреннюю силу личности, которая может сама определять свои цели и ценности.

Другие считают личность понятием социальным. В этом смысле сущность лич­ности выражает социальность, то есть способность руководствоваться не собствен­ными, а общими интересами.

Значит, личность — это особое качество человека, которое приобретается по мере развития его отношений с миром. Человек личностью не рождается, он может ею стать.

Подросток; самостоятельность; отстаивать свои взгляды; выбор; груз ответствен­ности.

2.     1) Одно из самых сильных желаний в этот период — стремление поскорее стать взрослым. 2) Стремление быть самостоятельным проявляется в отношении к учё­бе, к труду, в выборе друзей, в появлении новых увлечений. 3) Подросток должен учиться быть ответственным за свой свободный выбор.

3.     Может быть составлен такой план: 1) Самое сильное желание в подростковом возрасте — стать взрослым. 2) Стремление быть самостоятельным проявляется во всём. 3) Подросток должен учиться нести ответственность за свой выбор.

4.     Может быть написано такое сжатое изложение:

Возраст подростка — переломный. Подросток начинает осознавать мир и самого себя. Одно из самых сильных желаний в этот период — стремление поскорее стать взрослым.

Стремление стать взрослым проявляется в том, чтобы во всём быть самостоя­тельным: в отношении к учёбе, к труду, в выборе друзей, в появлении новых увле­чений. Подросток активно отстаивает свои взгляды, протестует против навязанных правил.

Подросток должен попробовать свои силы: делать то, что он хочет, и отвечать за свой свободный выбор. Естественно, свободный выбор — это не вседозволенность. Нужно постепенно учиться брать на себя такой груз ответственности, какой можно выдержать. Нужно учиться быть самостоятельным так же, как учиться чтению, письму, ходьбе на лыжах, езде на автомобиле.

 1. Красота, искусство, язык образов, тайна, интуитивно, эмоция, постижение веч­ного, гармоничного.

2.     1) Какие явления и предметы мы называем красивыми? 2) Почему трудно опре­делить словами то, что мы называем красотой? 3) В чём заключается особенность восприятия красоты?

3.     1) Мы называем красивыми разнообразные явления и объекты. 2) Красоту труд­но определить словами, потому что она таинственна, неуловима. 3) Воспринимая красоту, человек возвышается до постижения вечного, гармоничного, совершенного.

4.     234.

5.     Может быть написано такое сжатое изложение:

Красота широко разлита в окружающем нас мире. Красивы не только произведе­ния искусства, но и научные теории, движения спортсменов, внешность человека, явления природы. Значит, в восприятии различных объектов имеется нечто общее.

Определить словами, что именно делает объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить её словами. Филосо­фы отмечали некую тайну в красоте, постигаемую лишь интуитивно. Действитель­но, бывает трудно объяснить, почему тот или иной предмет мы называем красивым.

Видимо, красота — это прежде всего переживание, положительная эмоция, воз­вышающая нас до постижения вечного, гармоничного и совершенного. Вот почему восприятие красоты является сугубо человеческой способностью.

1. Чтение, воображение, прогресс, опыт человечества, духовное обогащение.

2. Могут быть заданы следующие вопросы: 1) Почему сегодня чтение осо­бенно важно? 2) В чём источник накопленного человечеством опыта? 3) Как строится процесс чтения?

3.     Может быть составлен такой план: 1) Чтение развивает воображение — главный источник прогресса в культурной сфере. 2) Книга — хранилище огромных запасов ценной информации. 3) Чтение, как диалог с самим собой, обогащает человека ду­ховно.

4.     Может быть написано такое сжатое изложение:

О пользе чтения говорят, что оно развивает воображение, которое позволяет соз­давать что-то принципиально новое. Сегодня воображение является одним из глав­ных источников прогресса.

Начитанный человек осваивает опыт, накопленный человечеством. Если даже детская сказка хранит в себе огромные запасы ценной информации, то что можно сказать о толстой книге вроде «Войны и мира», где можно почерпнуть самые раз­нообразные сведения об истории, философии, психологии.

Чтение обогащает человека духовно, потому что процесс чтения построен как диалог человека со своей душой. Читатель видит мёртвые типографские знаки и во­площает их в живые образы. Эта внутренняя работа позволяет понимать других людей, видеть мир во всём его уникальном многообразии.

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Для написания изложения можно составить такой план:

Человеческие характеры трудно классифицировать.

Для одних людей мир — неподвластная человеку враждебная среда.

Другие люди — творцы своей судьбы. Может быть написано такое сжатое изложение:

Невозможно классифицировать человеческие характеры. Человек сложен, мно­гообразен, и его трудно вложить в прокрустово ложе какой-то схемы. Но есть при­знак, который всё же позволяет оценить характер человека.

Этот признак отражает то, как человек воспринимает действительность. Для одних людей мир — это враждебная окружающая среда. Человек в этом мире слаб и беспомощен, он надеется на счастливый случай, как в лотерее. Везёт редким избранникам, остальные вынуждены лишь роптать на судьбу и терпеть.

Другие люди считают, что человек не пассивная жертва, не объект воздействия внешних сил, а творец. От него самого зависит и его жизнь, и судьба всего мира.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.