Вопросительные предложения

Оценить эту страницу

К вопросительным относятся предложения, в которых выра­жается стремление что-либо узнать от собеседника. Грамматичес­кие средства выражения вопросительных предложений: 1) вопроси­тельные частицы разве, неужели, ли и др.; 2) местоимения и наре­чия в роли вопросительных членов .предложения; 3) особый поря­док слов (в начале предложения ставят слово, к которому в основ­ном относится вопрос); 4) особая вопросительная интонация с повышением тона на слове, к которому относится вопрос. При помощи интонации любое повествовательное предложение можно сделать вопросительным и каждое слово этого предложения мож­но акцентировать как слово, заключающее в себе смысл вопроса. При этом значение вопросительного предложения существенно изменяется; ср.: Он закончил статью? Он закончил статью? Он закончил статью?

Вопросительные предложения, оформляемые посредством ин­тонации, словораоположения, вопросительных частиц, могут не заключать в себе ничего неизвестного для говорящего, который ждет подтверждения или отрицания заключенной в предложении мысли: Не идете ли вы по ложному пути? Разве будущее принад­лежит не электричеству? (Эр.). Вопросительные предложения, оформляемые посредством вопросительных местоимений и вопро­сительных местоименных наречий (кто, что, когда, почему, зачем и др.), требуют раскрытия, уточнения неизвестных для говорящего элементов мысли. При ответе на такой вопрос недостаточно под­тверждения или отрицания: А га! Что же он думает делать, этот Бонапарт? (Эр.); Ты-то что думаешь, Филипп? (Эр.).

Частицы могут придавать многообразные модально-экспрес­сивные оттенки вопросительному предложению: неуверенность в положительном или отрицательном ответе, эмоциональное утверж­дение (говорящий ждет только положительного ответа), эмоцио­нальное отрицание (говорящий уверен в отрицательном ответе) и др.: Разве вы не слыхали о новом гении? (Эр.); Разве он вино­ват, что люди выдумали автомобиль, что они торопятся жить, су­ществуют на свете химия и нищета, что покупатель с каждым днем становится все требовательней? (Эр.).

Вопросительные предложения выполняют многообразные сти­листические функции в речи.

В языке художественной литературы, в публицистике вопро­сительные предложения употребляются в монологической речи для создания характера диалога, придающего выразительность повествованию и приближающего его к живой речи:

Либерия? Дать заем, скупить земли, послать администраторов. С этими неграми нечего церемониться. Хватит с них и поэтической клички. Дальше! Филиппинские острова? Здесь предвидятся некоторые затруднения. Прежде всего закупить участки и привезти китайских кули. Местные законы препятствуют? Что же, приостановить действие законов. Соединенные Штаты обещали Филиппинам независимость? Конечно, обещали. Но ведь с тех пор многое переменилось (Эр.).

Этот прием используется обычно для передачи внутренней или несобственно-прямой речи. При этом он может носить ярко сатирический характер, как в приведенном выше примере, и в то же время используется как прием лирической прозы, фиксирую­щей размышления героя в форме возникающих перед ним вопро­сов: Пьер молчит. Ему повезет? Серьги всегда останутся серьгами. Набавят пять су — вздорожает масло. В Ване чистый воздух? Может быть. Но из Ване на завод — час, час — обратно. А он так устает! (Эр.).

В научной и научно-популярной речи вопросительные предло­жения используются как средство, оживляющее изложение, сосре­доточивающее внимание на каких-либо важных его пунктах: Отвечают ли этим требованиям организация и оплата труда, при­меняемые в совхозе «Стрелка»? Мы считаем, что отвечают (жур­нал «Садоводство»).

Широко распространенная разновидность вопросительных предложений — риторический вопрос, предложение по форме -во­просительное, но имеющее значение эмоционально окрашенного утверждения или отрицания. Риторические вопросы характерны для публицистики, встречаются и в художественной литературе. Как яркий прием ораторской, публицистической речи использует­ся цепь риторических вопросов:

Разве мы, писатели, не были свидетелями жизни и деятельности великих борцов за мир? Разве мы не знаем героической смерти Тель­мана? Не знаем низкого убийства гестаповцами Фучика? Разве эти борцы не были истинными сторонниками мира во всем мире? И разве они не являются для писателя, если он берется искать «сложившиеся», «типичные» формы новейшей общественной жизни, прообразами совре­менного непреклонного борца за мир? (Фед.).

Похожие страницы