Рынок и рыночный механизм

Оценить эту страницу

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касаю­щихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение — производитель сам ре­шает, что, как и для кого производить;
  • нерегулируемый спрос — потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать;
  • нерегулируемая цена — цена определяется на рынке в ре­зультате взаимодействия продавца и покупателя, зависит от спроса И предложения.

Функции рынка:

  • посредническая — соединение производителей и потре­бителей товаров и услуг;
  • ценообразующая — установление равновесной цены, устраивающей продавца и покупателя;
  • информационная — предоставление информации об объемах спроса и предложения;
  • регулирующая — распределение ограниченных ресурсов;
  • санирующая — освобождение экономики от неэффек­тивных участников через их банкротство.

Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

Условия функционирования рыночного механизма:

  • конкурентная среда;
  • обеспечение подвижности ресурсов;
  • функционирование инфраструктуры рынка, организую­щей движение товарных и денежных потоков, а также информации.

В условиях рыночного механизма взаимодействуют производитель товара и потребитель товара. Потребитель обеспечивает спрос на товар.

Спрос — зависимость между количеством товара, кото­рое хотят приобрести покупатели, и ценами на этот товар {факторы, влияющие на спрос: число покупателей, цены на заменяющие и дополняющие товары, доход покупателей, ожидания изменения цен, предпочтения покупателей). Производитель обеспечивает предложение товара.

Предложение — зависимость между количеством то­вара, которое хотят продать производители, и ценами на этот товар {факторы, влияющие на предложение: цены на ресурсы, налоги и дотации, число производителей, техно­логия производства, наличие запасов готовой продукции).

В результате взаимодействия потребителя и произ­водителя формируются равновесное количество товара и равновесная цена, устраивающие и потребителя, и про­изводителя.

Похожие страницы