Выполнение задания 26 по обществознанию

Выполнение задания 26 по обществознанию
5 (100%) 1 vote[s]

Задание № 26 требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания требует от экзаменуе­мого внимательно прочесть текст и уяснить его содержа­ние, а также показать свое умение выявлять основные идеи текста.

Пример подобного задания:

26. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответ­ствовать основным смысловым фрагментам текста и от­ражать основную идею каждого из них. Количество выде­ленных фрагментов может быть различным.

Как выделить смысловые фрагменты и озаглавить их? Как определить, что закончился один смысловой фраг­мент текста и начался другой? Смысловые фрагменты текста определить достаточно просто. Для этого нужно внимательно прочесть текст и отметить, когда меняется предмет, о котором говорится. При этом следует помнить, что смысловые фрагменты текста не всегда совпадают с абзацами. Какой-то смысловой фрагмент может состо­ять из одного предложения, а какой-то — из нескольких абзацев.

Рассмотрим этот процесс на примере нашего текста. Смысловые фрагменты для наглядности выделим курсивом.

*Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяет­ся от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего».

В данном фрагменте говорится о том, что каждый этнос имеет свой стереотип поведения. Это первый смысловой фрагмент. Читаем текст далее.

«Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между кол­лективом и индивидом, индивидов между собой, внутри- этнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, восприни- маясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкаса­ясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каж­дый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

В данном фрагменте говорится о том, что представляет из себя структура стереотипа поведения этноса. Это вто­рой смысловой фрагмент. Читаем текст далее.

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географи­ческая среда через повседневное общение человека с кормя­щей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или друж­ба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но- , кроме всего этого, есть закон раз­вития, относящийся к этносам как к любым явлениям при­роды. Проявления его в многообразных процессах возникно­вения и исчезновения народов мы называем этногенезом...»

В данном фрагменте говорится о том, какие факторы влияют на развитие этноса. Это третий смысловой фраг­мент. Читаем текст далее.

«Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений ме­няются то медленно и постепенно, то очень быстро».

В данном фрагменте говорится о том, что стереотип пове­дения этноса подвержен изменениям. Это четвертый смыс­ловой фрагмент. Читаем текст далее.

В итоге простой план текста может выглядеть примерно так:

1)   Каждый этнос имеет свой неповторимый стерео­тип поведения.

2)   Структура этнического стереотипа поведения.

3)   Факторы, влияющие на развитие этноса.

4)   Изменения стереотипа поведения этноса.

Существует сложная разновидность плана текста, в ко­тором озаглавливаются смысловые фрагменты текста, а их содержание расшифровывается в подпунктах.

Разно­видность плана текста может выглядеть примерно так:

1)   Каждый этнос имеет свой неповторимый стерео тип поведения.

2)   Структура этнического стереотипа поведения:

а)  отношения между коллективом и индивидом;

б)  отношения индивидов между собой;

в)  отношения внутриэтнических групп между собой.

3)   Факторы, влияющие на развитие этноса:

а ) географическая среда;

б)   традиции, унаследованные от предков;

в)  вражда или дружба с соседями;

г)  религия.

4)   Изменения стереотипа поведения этноса.

Какую разновидность плана привести в бланке ответов ОГЭ, решать выпускнику.

Похожие страницы