Сочинение по обществознанию на тему Общественный прогресс

Оценить эту страницу

«Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое» (Л. Н. Толстой)

Выбранное мною высказывание посвящено осмыслению сущ­ности, направленности общественного прогресса. Данный вопрос является актуальным, поскольку обществу важно понимать, ка­ково направление его развития. Проблема прогресса не относится к вечным. Само её возникновение обусловлено исторической эпо­хой конца XVIII — начала XIX века. С развитием техники возрас­тают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустри­альная цивилизация. На этом этапе люди начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречиво­сти. Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.

Великий русский писатель и мыслитель JI.H. Толстой считает, что «цивилизация зашла в тупик», что «дальше некуда» и «наука с цивилизацией никуда нас не выведут». Таким образом, Толстой подчёркивает, что отдельно взятый научно-технологический про­гресс не способен решить других проблем, например кризиса куль­туры и засилия безнравственности. Я полностью согласен с высказы­ванием Толстого и думаю, что действительно прогрессивное развитие техники и технологии порой обедняет другие области жизни, напри­мер духовную. Более того, общественный прогресс может даже спо­собствовать новым проблемам, таким как ядерная война, демогра­фический и экологический кризисы. Высказывание автора наиболее точно показывает, что прогресс — это противоречивое явление, ко­торое несёт не только благо, но и зло. К сожалению, не всегда про­гресс считается с гуманностью, он может приводить к плачевным последствиям.

Приведём теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание обществен­ного прогресса. Общественный прогресс — это совокупность всех по­ступательных изменений в развитии общества от простого к слож­ному, от менее совершенного к более совершенному. В разное время разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии чело­веческого разума, распространении просвещения. Некоторые мыс­лители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперёд по состоянию общественной нравственности, приближению её к ран­нехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. В XIX в. марксизм усматривает прогресс в пере­ходе от одной общественно-экономической формации к другой, сте­пени развития производительных сил. Некоторые социологи счи­тали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности. Современные же учёные прихо­дят к выводу, что критерием прогресса должна являться мера свобо­ды, которую общество в состоянии предоставить личности для мак­симального развития её потенциальных возможностей.

По мнению большинства учёных, общественный прогресс — это явление сложное и неоднозначное, его нельзя представить в виде строго линейного вектора. В чём можно заметить неоднозначность прогресса? Человеческое общество — это сложный организм, раз­витие которого происходит неравномерно, по разным линиям. Существует много областей жизни, где прогресс выявить совер­шенно невозможно. Например, область духовного творчества и ис­кусства. Допустим, сложно утверждать, что произведения, создан­ные в эпоху Возрождения или Античности, менее прогрессивны, чем формы современного искусства.

Кроме того, неоднозначность прогресса можно проиллюстриро­вать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены как во благо, так и во зло. К примеру, от­крытие деления атомного ядра привело к созданию новых источ­ников энергии, а также созданию оружия массового уничтожения.

Следует выделить целый ряд критериев, которые помогли бы оценить те или иные явления как прогрессивные. Первый крите­рий — совершенствование техники и технологий, а также способов воздействия человека на окружающую среду. Вторым критерием представляется рост качества жизни, изменения характера труда. Далее — утверждение гуманистических принципов в жизни людей и расширение спектра прав и свобод современного гражданина.

Подтвердим высказанные нами теоретические доводы конкрет­ными примерами. Положительные стороны прогресса можно заме­тить в улучшении качества жизни людей, процесса труда. Ярким примером послужит поточное производство сборочных конвейеров Г. Фордом в США в 1908 году, что заметно облегчило труд рабо­чих и способствовало улучшению процесса производства. Прогресс содействовал гуманизации общественных отношений. Это под­тверждает отмена смертной казни в большинстве стран современ­ного мира. Более того, сокращаются санкции физического и мо­рального воздействия на человека. Также современный спектр свобод затрагивает и права животных, в современных правовых до­кументах появляются статьи о жестоком обращении с животными.

Что же касается недостатков общественного прогресса, то их мож­но рассмотреть на примере развития биотехнологий. Генетические изменения, как правило, происходят в хозяйственных целях. В на­стоящее время всё чаще производят продукты с использованием трансгенов. Несмотря на увеличение количества урожая и его внеш­них признаков, ГМО всё же может служить источником заболеваний и мутаций организма человека. Ещё один простой пример — это воз­растание количества машин на дорогах. Машина сегодня — это не только способ передвижения, но и один из основных факторов за­грязнения окружающей среды, стимулирующих глобальное поте­пление.

Из личного опыта могу сказать, что появление новых средств связи, таких как мобильный телефон, Интернет несут противоре­чивые последствия. С одной стороны, они укрепляют связи между людьми, способствуют развитию коммуникативных способностей и позволяют заводить друзей по всему миру. С другой стороны, они способствуют развитию замкнутости человека, страха общения ли­цом к лицу и недостатка тактильных ощущений.

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеж­даемся, что проблема общественного прогресса комплексная и про­гресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце его пути — благо или зло».

Похожие страницы