Сочинение по обществознанию на тему Диалог культур

Оценить эту страницу

«Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор)

Выбранное мною высказывание посвящено проблеме взаимос­вязи, взаимозависимости между различными культурными тради­циями, осуществления диалога культур. Люди издревле контакти­ровали друг с другом и обменивались различными культурными достижениями. Одновременно с этим всегда был важен и актуален вопрос, как сохранить своеобразие национальной культуры, как не допустить агрессивного вторжения иных культурных традиций.

Индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор говорил: «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свобод­нее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног». Иными словами, не стоит изолировать ту или иную культуру от остальных, наоборот, нельзя препятствовать свободному культурному обмену — диалогу культур. Но, как и во всём, здесь тоже должна быть мера: нельзя, чтобы этот «дух культур» «сбил с ног». Я согласна с мне­нием автора и также убеждена, что органичный диалог культур яв­ляется неотъемлемой частью здорового их развития. Но в наше вре­мя мы всё чаще становимся свидетелями того, как дух различных культур «сбивает с ног», сбивает с истинного пути развития, а это­го допускать не следует.

Для теоретического обоснования данной точки зрения приведём ряд пояснений. В современном языке учёные насчитывают около сот­ни определений культуры, но мы остановимся на основном, принятом обществоведами. Итак, в наиболее широком смысле культура — сово­купность всех созданных человеком материальных и духовных благ. Или же, другими словами, культура — совокупность продуктов, ре­зультатов, способов преобразовательной деятельности человека.

Так как современный мир стал особо открытым для «веющего духа различных культур», следует затронуть вопрос диалога куль­тур. Под диалогом культур в общественных науках понимают взаи­мосвязи, взаимопроникновения между культурами различных стран и народов. В ходе диалога культур одни культуры заимствуют что- то у других, приобщаются к каким-то традициям, подчас даже пе­ресматривают свои ценности за счёт торговых контактов, всяческих завоеваний, исторических особенностей взаимоотношений. Это де­лает народы терпимее друг к другу и зачастую способствует разре­шению межэтнических конфликтов.

Но не всегда диалог культур проходит естественно и органич­но. В современном мире мы видим массу подтверждений этого. Самые яркие из этих несоответствий рождаются в ходе глобализа­ции. Глобализацию принято определять как процесс интеграции между странами и народами, затрагивающий все сферы жизни об­щества и связанный с формированием единого человечества. В дан­ном контексте речь идёт об интеграциях в духовной сфере. И так как глобализация — процесс противоречивый и неоднозначный, то в этой сфере также появляются несоответствия. Но в чём же заклю­чаются эти несоответствия?

Здесь речь, несомненно, идёт о вестернизации — навязывании западных стандартов, ценностей и культурных аспектов восточному миру. И этот аспект диалога культур, конечно же, «сбивает с ног», ведь он ведёт к уничтожению национальной культуры и провоци­рует негативную реакцию со стороны восточных стран, которые не намерены спокойно следить за тем, как чужие традиции полностью вытесняет их особую, веками развивавшуюся культуру, со свои­ми особыми ценностями и устоями.

Примером же здорового органичного диалога культур, направлен­ного исключительно на развитие и укрепление участвующих в нём культур, может служить ежегодная акция, посвящённая определён­ной стране. Так, например, 2012 год был «перекрёстным годом» России в Германии и Германии в России. Это пусть фокусно, но ор­ганично провоцирует диалог культур, направленный на приобщение граждан одной страны к другой культуре и наоборот. Это, несомнен­но, имеет массу позитивных последствий, начиная с повышения уров­ня образованности населения и заканчивая повышением уровня то­лерантности и меньшей вероятностью межэтнических конфликтов.

И наконец, даже современный мир знает примеры стран, изо­лированных для культурного диалога. Этим живым примером слу­жит КНДР, или Северная Корея. В своё время, при СССР, там был опущен «железный занавес» и введена строжайшая цензура, то есть дух различных культур, веющий снаружи, просто не в состоянии был туда попасть. Более того, культурный диалог невозможен даже внутри, так как 99% населения — корейцы, а оставшийся процент делят между собой китайцы и японцы. Таким образом, не получая подпитки извне, культура просто не способна развиваться и вынуж­дена топтаться на месте.

В качестве примера из личного опыта могу привести свою школу. Моя школа открыта различным веяниям всего нового, способна пе­ренимать новейшие методики, проводить специальные программы, предложенные другими образовательными учреждениями. Поэтому можно сказать, что мы видим явное развитие образовательной си­стемы в отдельно взятом учреждении, тогда как существует масса школ, чьё руководство наотрез отказывается от каких-либо ново­введений, закрывает перед ними двери. В таких школах не наблю­дается никакого прогресса образовательной системы, одни и те же методы и способы обучения используются десятилетиями.

Таким образом, мы подтвердили взгляд автора на проблему ди­алога культур и можем смело сказать, что он жизненно необходим для здорового развития, но в то же время он, как и всё на свете, должен быть логичен и умерен.

Похожие страницы