Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Политика и мораль

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Политология»

«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» (Г. Б. де Мабли)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой соотноше­ния политики и морали. Проблема не нова. Сочетается ли полити­ка и мораль, пытались решить многие мыслители. Особенно важен этот вопрос в современном мире, когда политика стала публичной, открытой и всё происходит на глазах у граждан.

Французский философ-просветитель Габриэль Бонно де Мабли полагал, что «хорошая политика не отличается от здоровой нрав­ственности». Иными словами, политика должна вестись с учётом нравственности, власть должна считаться с общественным мнением, представлениями о добре и зле. Только тогда политика эффектив­на. Я разделяю мысль автора и также считаю, что хорошая поли­тика — та, при которой народ чувствует справедливость со сторо­ны власти, а значит, такая политика должна основываться именно на здоровой нравственности, следовать нормам морали.

Итак, можно привести ряд теоретических доводов. Для начала рассмотрим сущность самого понятия политики. Это сложное по­нятие, его определяют по-разному. Например, как сферу жизнедея­тельности людей, сложившуюся в обществе по мере возникновения, развития властных отношений. Особый уровень политики — госу­дарственный, осуществляемый на больших группах людей — наци­ях. Так как это дело живое, человеческое, возникает вопрос, чем должен руководствоваться правитель. Например, Макиавелли, в от­личие от Мабли, считает хорошим аморального, но рационального политика. Однако с такой точкой зрения трудно согласиться. Ведь почти невозможно действовать аморально, когда власть открыта и общество видит всё происходящее, оценивая это с точки зрения морали и строя на этом своё доверие или недоверие власти.

Но в данном высказывании затрагивается ещё один крайне важ­ный обществоведческий термин — нравственность. Под «здоровой нравственностью» в речи чаще всего подразумевается понятие мо­рали, соответствие действий человека или группы людей её нормам. В данном контексте этот термин также можно соотнести с понятием нравственного сознания. Нравственное сознание носит ценностный характер, то есть любое действие оценивается исходя из понятия морального идеала, совершенной модели поведения. То есть «здо­ровая нравственность» основывается на моральных нормах, кото­рые предполагают разделение всего происходящего на добро и зло, где добро берётся за совершенный тип поведения. Этот тип поведе­ния принято называть моральными качествами, из которых и об­разуется нравственный идеал современной личности.

Таким образом, соединяя эти два понятия, мы получаем идеаль­ный образ политики — регулятивные, властные отношения, стро­ящиеся на моральных качествах и стремящиеся к нравственному идеалу. Иными словами, речь идёт об идеальной политике, цель ко­торой — достижение блага, добра и справедливости в обществе гу­манными путями. Можно даже сказать, что к «хорошей политике» относится политика правового государства. Ведь это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверен­ного народа, выражаемой в конституции и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. В современном мире такая идеальная политика должна стать реальностью.

Также можно привести и конкретные фактические аргументы. Ярким примером «хорошей политики» по Г. Б. де Мабли можно считать политику Швейцарии. Жители Женевы, недовольные тем, что в их городе по воскресеньям на законодательном уровне поло­жен выходной день во всех магазинах, центрах различных услуг, подписали петицию, которая была направлена в местные законо­дательные органы. Петиция была принята на рассмотрение, прове­дён референдум, и на основе народного голосования были приня­ты соответствующие меры. Эта ситуация иллюстрирует морально оправданную политику, так как она опирается на интересы граж­дан и основывается на понятии справедливости (было проведено на­родное голосование).

В качестве контраргумента можно привести политическую си­стему Испании в период правления Франсиско Франко. В это время гражданам навязывалась идеология франкизма как единственно до­пустимая и верная. В её основе лежали, среди прочих, антидемокра­тизм, авторитаризм, антисемитизм, фашиствующий национализм. То есть помимо того, что человек не имел права свободно выражать свои идеи, противоречащие общим, он был дискриминирован по на­циональной принадлежности, что полностью противоречит мораль­ным нормам гуманизма. Именно поэтому такая политическая мо­дель в современном обществе считается бесчеловечной и варварской.

Помимо прочих, можно привести и литературный пример. В ро­мане «Что делать?» Н. Г. Чернышевский говорит об идеальном по­литике с его точки зрения. Он считает, что личность должна быть свободна, а все люди равны между собой. Все должны действовать, основываясь на принципах чести и совести. Только в этом случае, по его мнению, и сможет возвыситься человек. А я считаю, что имен­но это и называл Г. Б. де Мабли «хорошей политикой».

В качестве примера из личного опыта могу привести различие в политике, проводимой школами. Несомненно, «хорошими» счи­таются те школы, чья политика строится на внимании к интересам ученика, восстановлении справедливости, мирном решении кон­фликтов. Тогда как школы, которые придерживаются политики на­казания посредством унижения личности или даже насилия, вряд ли могут считать свою политику «хорошей».

Таким образом, именно стремление к достижению моральных идеалов, принятие за основу нравственных принципов делает по­литику «хорошей и здоровой». Только такая политика может сде­лать общество совершеннее, а своих граждан нравственнее. Ведь как сказал когда-то греческий философ Сократ, «государство рас­тит людей: прекрасное — хороших, противоположное — дурных».

Похожие страницы