Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Социальные нормы

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Социальные отношения»

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)

В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы мо­рали и нормы права. Ещё с давних пор философы проводят парал­лель между негласными правилами добра и зла и писаными зако­нами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуля­торов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.

Автор высказывания, политический деятель времён Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убеждён, что регулировать общественное пове­дение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навя­зывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством. Пожалуй, я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповинове­ние карается силой.

Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два её основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права как со­циальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обы­чаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чём-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания — оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличают­ся тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются пред­ставлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка ис­пользуются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек способен пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе та­кого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к лю­бому типу взаимоотношений.

На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали, право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулиро­вать общественные отношения. В отличие от моральных норм, право­вые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом сле­дят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соот­ветствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отноше­ния строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоциональ­ного отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много уже, нежели моральных. Более того, в основ­ном нормы права основываются на моральных или даже просто фор­мализуют их. Ведь исполнения норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными.

Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно вос­питанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы пере­ходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчёт че­ловеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законо­послушный — фиксированными нормами.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкрет­ные фактические примеры. Например, Советский Союз был устро­ен как будто по приведённой О. Мирабо схеме. Конечно, в данном примере небольшую погрешность даёт довольно развитый репрес­сивный аппарат, но всё же многие историки убеждены, что актив­но пропагандируемая идеология имела куда больший вес. Итак, советское общество было построено по принципу «прививания» иде­ологии, которая часто определяла дальнейшую жизнь человека. Несколько поколений советских людей выросло не в страхе перед законом, а с желанием построить коммунизм — то самое светлое будущее, с мыслями о котором люди, казалось, рождались на свет. Так, воспитанные на «нравах и обычаях», люди не особо и нужда­лись в «законах и судах».

Другим примером может служить известная на весь мир сици­лийская мафия. Это объединение с самого момента своего основания считалось вне закона, однако в 60-е годы XIX века мафиози в ос­новном занимались тем, что давали ссуды крестьянам и улажива­ли конфликты между торговцами. Последующий их бизнес связан с выращиванием и продажей апельсинов. Более того, среди неглас­ных правил сицилийской мафии известны такие, как, например, «с жёнами надо обращаться уважительно» или «в Коза Ностра не мо­жет войти тот, кто дурно себя ведёт и не соблюдает нравственных принципов». Таким образом, люди, которые по факту находятся вне закона, на деле вполне могут оказаться нравственными людь­ми, воспитанными по «обычаям и нормам».

И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ре­бёнок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребёнок поступил незаконно (хотя так оно и есть), ма­ловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребёнку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это не­хорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какое — нет; что есть добро, а что зло.

Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество со­вершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что до­биться идеального общества можно, только прививая людям нормы морали, на которые, в свою очередь, должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.

Похожие страницы