Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Человек и общество

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Социальные отношения»

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой формирова­ния человеческой личности, ролью и значением природных и био­логических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задаётся в нём природой, а что даётся как ре­зультат воздействия общества.

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века, утверждал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». С его точки зре­ния, изначально человек — такое же творение природы, как и лю­бое из животных, и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласить­ся с мнением автора, так как тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится лич­ностью в полном смысле этого слова. Именно общество «развивает и образует» человека.

Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим по­нимание человека в общественных науках. Человек — биопсихо­социальное существо. То есть в человеке соединяются биологиче­ская (природная), социальная и психологическая составляющие.

Но в данном контексте нас будут интересовать биологические и со­циальные части человеческой сущности. Соответственно этому в об­щественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключи­тельно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens). Так как человек яв­ляется частью природы, её творением, то ему от рождения прису­щи те же качества, что и другим её представителям.

Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится лич­ностью — так называемую социализацию. В процессе социализа­ции человек становится личностью, то есть приобретает социаль­но значимые и социально обусловленные качества, говоря словами В. Г. Белинского, «развивается и образуется». Но рассмотрим под­робнее понятие социализации. Сам по себе этот процесс и есть про­цесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого сло­ва. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей. Иными словами, социализация — это вхождение человека в мир социаль­ных связей и взаимодействий.

Социализацию мы можем разделить на первичную и вторич­ную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека, в раннем детстве. Агентами первичной социали­зации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (напри­мер, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято счи­тать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идёт в школу. То есть, по мнению учёных-обществоведов, школа — ос­новной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т. д. К основным отличительным особенностям социализации на обо­их этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уве­ренностью утверждать, что именно общество «развивает и образу­ет» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведём пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на станов­ление личности человека. Рассмотрим это на примере двух тита­нов русской поэзии: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, меж­ду строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А. С. Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М. Ю. Лермонтова форми­ровались под влиянием разгрома восстания декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном со­стоянии.

Другим не менее красноречивым примером мы можем считать из­вестного всем персонажа Редьярда Киплинга — Маугли. Маугли — мальчик, воспитанный животными, а значит, лишённый влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нём биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направ­ленных на удовлетворение естественных потребностей. Но о разви­тии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писа­телем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишённые влияния общества, они были абсолютно не социализированы. Не пройдя процесс социализации, они оказыва­лись лишены даже базовых социальных навыков, не обладали эле­ментарными знаниями и опытом.

Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в се­мье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности. Так, американская стати­стика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии ока­заться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных се­мей. То есть общество может и негативно сказываться на социали­зации личности.

Помимо фактических примеров, можно привести пример из повсед­невной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его вли­янием даже самые естественные, физиологические проблемы социа­лизируются. Даже такой простой и естественный процесс, как приём пищи, люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это по­вод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напомина­ет произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и при­ведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более чем типичным представителем своего биологиче­ского вида, под влиянием общества становится полноценной лично­стью. То есть лишь в ходе социализации общество «образует и раз­вивает» человека.

Похожие страницы