Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Свобода

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Социальные отношения»

«Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанности» (А. Камю)

Избранная мною тема связана с пониманием сущности свободы. Как часто люди слышат о ней, прославляют её, считают её нали­чие самым главным в жизни! Но знают ли они, что такое свобода? Об этом люди спорили с глубокой древности, ведь свобода — одно из ключевых понятий для человека.

По мнению великого французского писателя и философа сере­дины XX века Альберта Камю, «свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанности». Таким образом, автор утверждает, что свобода, данная человеку, предполагает ответственность. То есть каждый человек должен распоряжаться своей свободой с умом и не рассчитывать на вседозволенность.

Я полностью разделяю точку зрения автора, потому что нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Также я счи­таю, что свобода не означает вседозволенность. Прежде всего, это осуществление выбора и принятие ответственности за него.

Что такое свобода и как должен действовать свободный человек? О понятии свободы говорили многие мыслители. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с жела­ниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов. В Новое время свобода получает значение важнейшей основы для разви­тия общества. Монтескьё считал, что свобода — «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом». С точки зрения науки, свобода — это сложное философское понятие, обозначающее само­стоятельность личности, выражающееся в способности и возмож­ности делать собственный выбор в условиях альтернативы и при­нимать ответственность за этот выбор. Что же ограничивает нашу свободу в обществе?

Абсолютно свободным человек быть не может. Во-первых, чело­век ограничен свободой другого человека, во-вторых, собственной природой, в-третьих, существующими законами, в-четвёртых, си­лой общественного мнения. Все эти ограничения в целом называ­ются ответственностью.

От свободы отличается воля — возможность действовать по сво­ему желанию, ничем себя не ограничивая. Люди часто путают по­нятия воли и свободы, забывая, что свобода связана не столько с возможностью осуществления прав, сколько с определением дол­женствования. Лев Николаевич Толстой писал: «Хочешь быть сво­бодным — приручай себя воздерживаться в своих желаниях».

Примером отношения к свободе как к вседозволенности может служить судьба героя романа Достоевского «Преступление и нака­зание» — Родиона Раскольникова, сравнившего себя с Наполеоном. Он, потеряв самоконтроль, решил вершить судьбы людей и совер­шил убийство. Он считал свою свободу привилегией. Но в конце романа он получает наказание за совершённое преступление. Этот пример иллюстрирует девиантное поведение человека, который свя­зал свободу с преступной деятельностью.

Свободу как бремя рассматривал немецкий учёный XX века Эрих Фромм. В своём произведении «Бегство от свободы» он проиллю­стрировал, что свобода принесла человеку независимость и раци­ональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги. Автор утверждал, что предотвращение свободы становится пределом безответственности.

Свобода и ответственность — это важнейшие принципы, без ос­мысления которых невозможно построить отношения в обществе. К ним нас приучают с самого детства: родители, воспитатели в дет­ских садах, учителя в школе. Например, в старшей школе полу­чать знания — наша ответственность, ведь это наш выбор продол­жать обучение в ней.

Таким образом, только в единстве свободы и ответственности можно строить поведение человека в обществе, его взаимоотноше­ния с другими людьми.

Похожие страницы