Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Самопознание

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Социальные отношения»

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения челове­ком собственной личности и других людей. Ещё древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В че­ловеке заключены не только уникальные, но и универсальные ка­чества, поэтому, познавая себя, человек узнаёт не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то общее, что объединяет всех людей.

Русский публицист и общественный деятель XIX века Н. Г. Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях че­ловеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими сло­вами, самопознание по Чернышевскому — основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полно­стью разделяю мнение Николая Гавриловича Чернышевского и так­же считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как го­ворится, «чужая душа — потёмки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».

Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим прежде все­го понятие самопознания. Современные обществоведы определяют са­мопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объек­тов самопознания можно выделить собственные интересы, способно­сти, образ мышления, особенности организма и т. д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследова­ние. В ходе первого человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т. д. Во втором же он анализирует полученные сведения, задаёт себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности является мнение о нём окружающих его людей.

Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе, или, как это называют пси­хологи, — формирования Я-концепции, или образа «Я». По своей сути Я-концепция — это система представлений индивида о себе са­мом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представле­ния о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и об­ладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и мно­жество других личностных проявлений. На основе Я-концепции че­ловек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование её начинается в раннем детстве и более-менее оформ­ляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни. В данном контексте мне вспоминается фра­за римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя».

Мысль Н. Г. Чернышевского принимают и все современные пси­хологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою пси­хологию. Современные психологи уверены, что эти знания являют­ся базовыми для изучения отношений между людьми.

В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может слу­жить мировоззрение великого русского писателя и философа кон­ца XIX — начала XX века Льва Николаевича Толстого. Он целена­правленно шёл по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было до­копаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берутся в человеке любовь и ненависть, до­бро и зло, как складывается его характер.

Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познанию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, он видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего со­циального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.

В качестве аргумента из личного опыта могу привести собствен­ные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и, наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть для че­ловека, знающего и понимающего самого себя, не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и при­ведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопо­знание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».

Похожие страницы