Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Экономическая конкуренция

Оценить эту страницу

Образец мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Блок «Экономика»

«Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Кеннан)

Выбранное мною высказывание раскрывает сущность, значение такого важного регулятора в рыночной экономике, как экономиче­ская конкуренция. Ни одна рыночная система многих стран мира не может обойтись без конкуренции, ведь она является неотъемле­мым условием здорового функционирования рынка и удовлетворе­ния запросов покупателей с наиблагоприятнейшим соотношением цены и качества.

Британский экономист Эдвин Кеннан считает, что «экономиче­ская конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга». Тем самым автор пытается доказать, что конкуренция не яв­ляется жестокостью или чем-то аморальным, а наоборот, конкурен­ция нужна рынку и даже полезна для самих производителей. Ведь благодаря конкуренции продавцы стараются улучшить качество про­дукции, чтобы привлечь покупателей. Следовательно, они вклады­вают средства в развитие науки и техники, тем самым обеспечивая прогрессивные тенденции развития общества. Я согласна с мнени­ем автора и полагаю, что роль конкуренции в рыночной экономике велика и что именно она способствует здоровому взаимодействию.

Рассмотрим само понятие «экономическая конкуренция». Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи услуг и товаров. Конкуренция является закономерным явлением. Её порождают частная собственность, полная хозяйственная обособленность каж­дого владельца товаров определённого вида, зависимость положе­ния продавцов и покупателей от рыночной цены, которая диктует всем участникам правила сделок.

Свободное рыночное соперничество имеет два вида: индивидуаль­ное и массовое соперничество. Первый вид способен изменить толь­ко индивидуальную цену товара, принадлежащую одному владель­цу, а второй ведет к изменению общей рыночной цены. Свободное соперничество во всех видах ведётся сравнительно мирными мето­дами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкурен­ции (сбивания цен).

Массовая конкуренция приводит к следующим последствиям. Во-первых, к установлению равновесной рыночной цены, тем са­мым регулируя профицит или дефицит товаров. Во-вторых, благо­даря конкуренции устанавливается общая цена на однородные про­дукты, обладающие одинаковым качеством. В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс. Так как производитель, стараясь затратить меньше ресурсов на единицу продукции, внедря­ет новинки техники и технологии, различные способы экономного использования ресурсов. И наконец, конкуренция усиливает соци­ально-экономическое расслоение субъектов рынка. Мелкие предпри­ятия не выдерживают сурового испытания на прочность и разоряют­ся. Конкуренции свойственна тенденция к углублению неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

Приведём конкретные примеры. На рынке IT-продукции инве­сторы вкладывают в развитие новых технологий. Существуют так называемые венчурные компании, которые занимаются именно соз­данием новых технологий в различных сферах, что толкает науку вперёд и обеспечивает потребителя более совершенным продуктом. Например, когда компания Apple проиграла конкуренцию на рынке стационарных ПК, то она занялась выпуском мобильных устройств, выпуская смартфоны и плееры, то есть создала себе альтернативный рынок, на котором стала более успешной, нежели другие компании.

Эта продукция сделала компанию всемирно известной и открыла новые возможности. В итоге, пользователи iPhone и iPod обратили внимание на остальные продукты Apple и перешли с ПК на Мае. Так что из-за конкуренции с Microsoft компания нашла свою уни­кальную стезю и стала самой дорогой компанией в мире.

Или же, например, рассмотрим автоиндустрию. Когда Генри Форд усовершенствовал технологии конвейера, то его компания смогла выпустить вместо 1 автомобиля в день — 10, что существен­но снизило себестоимость автомашины. Рабочая сила стала в разы дешевле в расчёте на 1 выпущенный автомобиль. Это, естественно, увеличило прибыль компании и предпринимателя.

Каждый из нас сталкивался с благоприятными последствиями конкурентной борьбы между производителями. Перед нами откры­вается широкий выбор различных товаров и услуг, качество кото­рых производитель старается повысить, чтобы привлечь покупа­теля. Более того, во время ценовой борьбы продавцы значительно снижают цены, чтобы также переманить покупателя на свою сто­рону. Всё это очень выгодно для простого потребителя. Например, выбирая себе смартфон, я не задумывалась о качестве или дизай­не, так как он везде почти на одном уровне, а выбрала такой смарт­фон, чтобы цена была наиболее приемлема.

Итак, рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что экономическая конкуренция необходи­ма и она носит позитивный характер не только в отношении поку­пателей, но даже в отношении производителей, так как благодаря ей компания может найти наиболее подходящую отрасль для раз­вития, а также может максимизировать прибыль.

Похожие страницы