Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения. Блок «Политология»

Оценить эту страницу

Блок «Политология»

Перейдём к рассмотрению и анализу блока тем, относящих­ся к политологическому разделу курса «Обществознание». Раздел «Политология» всегда традиционно выбирается меньшим числом выпускников по сравнению с предыдущим разделом. Это обуслов­лено объективными факторами: сложностью самой политической теории, необходимостью описания большинства теоретических мо­делей, разрабатываемых политологией (демократия, правовое госу­дарство, демократические выборы, гражданское общество и т.д.). В то же время политологическая проблематика представляется осо­бо актуальной, востребованной, обращённой к гражданской актив­ности, событиям и фактам общественной жизни, интересной для старшеклассников.

Определённой сложностью написания сочинений по политологии можно признать необходимость аналитического, отстранённого от эмоциональной привязки к конкретной позиции изложения мате­риала, которое способны выдержать не все выпускники.

Остановимся на основных проблемах, представленных в поли­тологическом блоке. Прежде всего, это понимание сущности вла­сти, природы властных отношений в обществе, в первую очередь как отношений волевых, нацеленных на воздействие одних субъек­тов на поведение и волю других. В качестве конкретных примеров приведём следующие высказывания:

Немецкий философ Ф. Ницше пишет: «Везде, где находил я жи­вое, находил я и волю к власти». Автор подчёркивает, что власть органически связана с человеческой жизнью, порождается стрем­лением к регулированию жизни других людей. Активность людей нацелена на то, чтобы быть влиятельным, авторитетным хотя бы в том ближайшем кругу друзей, близких, который и определяет нашу социальную среду.

Природа общественной власти, её смыслы, предназначение в че­ловеческом обществе затрагиваются в высказывании английско­го философа-просветителя Т. Гоббса: «Пока люди живут без об­щей власти, они находятся в состоянии войны всех против всех». Раскрывая тему, расписываем, прежде всего, функции власти, та­кие как регулирование широкого спектра общественных отноше­ний, согласование интересов людей, предотвращение и разрешение конфликтов, организация совместной деятельности людей в груп­пах, общества в целом.

Аналогичные содержательные аспекты затрагиваются филосо­фом и экономистом Ф. фон Хайеком в следующей фразе: «Дело не только в том, что само стремление организовать жизнь общества по единому плану продиктовано во многом жаждой власти. Более су­щественно, что для достижения своих целей коллективистам нуж­на власть, притом в невиданных масштабах».

Российский общественный и государственный деятель В. Зубков обращается к проблеме ресурсов власти в высказывании: «Там, где власть не может дать силу праву, сила устанавливает своё право». Раскрывая приведённую тему, необходимо остановиться на самом по­нятии источников или ресурсов власти, особенностях их использова­ния в управлении обществом. В частности, приведённое высказыва­ние определяет в качестве основных ресурсов власти право и силу. Автор полагает, что эти ресурсы являются альтернативными друг дру­гу. Власть, опирающаяся на правовые механизмы и рычаги, приме­няет силовое воздействие и принуждение, строго ограниченное зако­ном, способом, признанным и одобренным гражданами. Та же власть, которая идёт на прямое применение силы, насилия, обесценивает тем самым законы, формальные основания, договор общества и власти.

Французский писатель П. Валери замечает: «Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять». В высказывании за­трагивается аспект не только политической власти, распространяю­щей своё влияние на всех членов общества, на регулирование наи­более важного и значимого спектра общественных отношений, но и на любые проявления властных отношений в обществе, например в семьях. Осмысливается автором сама природа власти, её влияние на человека, обладающего ею. Властвующему субъекту крайне труд­но ограничить своё воздействие, особенно если оно не ограничено кем-то или чем-то, допустим, законом.

Французский революционер, активный участник Парижской коммуны JI. Э. Варлен обращается к способам, методам, при помо­щи которых власть воздействует на общество. Его высказывание «Жестокость — последнее прибежище всякой рушащейся власти», на первый взгляд, парадоксально. Диктаторы, всевластные прави­тели часто обращаются к жестокости и насилию. Однако Варлен убеждён в том, что по-настоящему сильная и устойчивая власть не нуждается в жестокости, ей достаточно авторитета, правовых ме­ханизмов, доверия со стороны народа. Опять же вводим понятие ре­сурсов власти и особенностей применения каждого из них.

Английский философ Э. Берк обращается ещё к одному властно­му ресурсу — богатству. Богатство позволяет подчас разрешать во­просы, для которых недостаточно ни силовых, ни правовых мето­дов. Берк пишет: «Если богатство — это власть, всякая власть так или иначе непременно приберет богатство к рукам». В то же вре­мя, поскольку богатство, финансовые возможности позволяют вли­ять и воздействовать на людей и обстоятельства, люди, обладающие иными ресурсами, приложат усилия к тому, чтобы стать обладате­лями и богатства также.

Английский писатель Э. Бульвер-Литтон также затрагивает про­блему соотношения власти и богатства. Его высказывание «Нет та­кого демократического общества, в котором богатство не создавало бы своего рода аристократии» также обращает наше внимание на то, что материальные, финансовые ресурсы, собственность дают воз­можность приобретать и властные позиции в обществе. Раскрывая тему, можно остановиться на понятии «аристократия», сравнить аристократию родовую, наследственную и аристократию богатства.

Ряд тем обращён к осмыслению сущности политики как яв­ления. В контексте данных тем обращаем внимание на раскрытие понятия «политика», расписываем и комментируем функции, на­значение политики в обществе. Остановимся на высказывании фран­цузского государственного деятеля, президента страны Ш. де Голля: «Политика слишком серьёзное дело, чтобы ею занимались одни по­литики». В нём поднимаются одновременно две связанные между собой проблемы: понимание роли и значения политики в обществе, а также необходимости активного участия граждан в политической жизни общества, невозможности передачи властных полномочий только политикам.

Раскрывая тему, приводим определение политики, комменти­руем его. Далее перечисляем и характеризуем функции политики. Это необходимо сделать, чтобы объяснить, что политика действи­тельно серьёзное дело. Далее раскрываем смысл политического уча­стия граждан, пишем об опасности политического абсентеизма для судеб демократической власти.

Французский писатель, оратор, государственный деятель Ш. де Монталамбер высказывается о роли политики: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». Автор подчеркивает всеобъемлющий характер политического, про­никновение политики в ткань человеческих отношений, регулиро­вание общественными процессами. Вне зависимости от того, уча­ствуем мы в голосовании или нет, политические властные решения касаются нас, нашей жизни. В контексте этой темы также необхо­димо подробно расписать сущность политики и её функций.

Актуальной проблемой политической теории во все времена было соотношение политики и морали, нравственности. К примеру, французский просветитель Г. де Мабли писал: «Хорошая полити­ка ничем не отличима от хорошей морали». По мнению автора, вы­работка политических решений должна определяться, согласовы­ваться с общечеловеческими принципами нравственности. Можно обратить внимание на публичный, транспарентный характер совре­менной политики, широкое освещение политических мероприятий в средствах массовой информации. Тем более важно, чтобы граж­дане признавали моральную актуальность и справедливость поли­тических действий.

Нравственный политик будет поддержан обществом, людьми, сможет опереться на силу морального авторитета.

Актуальность нравственных ориентиров, императивов в полити­ке подчёркивает и российский писатель Ф. Искандер: «Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не не­навидит политику, как нравственные люди». По мысли писателя, политику всегда непросто следовать принципам морали, часто по­литический выбор больше определяется рациональностью и праг­матизмом и в меньшей степени моралью. Поэтому нередки случаи, когда высоконравственные люди избегают участия в политике, но тем самым только увеличивая своим отношением дефицит нрав­ственности в политической жизни.

Проблему политики и морали затрагивает и российский пра­вовед Б. Н. Чичерин в высказывании «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». По мнению мыслителя, под­держка со стороны народа, солидарность мыслей, чувств и чая­ний людей с деятельностью правителей — важнейшая опора вла­сти. Вне всякого сомнения, искренне поддерживать народ будет только то правление, которое согласовано с нравственными прин­ципами и устоями.

Французский писатель и дипломат Ж. де Бурбон-Бюссе подчёрки­вает еще один аспект политики: «Политика — это искусство балан­сирования между теми, кто хочет в неё войти, и теми, кто не хочет из неё выйти». В этом высказывании затрагивается проблема взаи­моотношения правящей элиты и контрэлит, стремящихся к завоева­нию власти, участию в принятии политических решений. Обращаем внимание на такую сторону политики, как искусство регулирования отношений между людьми, согласования и балансирования различ­ных интересов. В теоретический раздел сочинения включаем опре­деление политической элиты, раскрываем её функции.

Ключевым институтом политики выступает государство. Обратимся к характеристике высказываний, посвящённых госу­дарству и его роли в жизни общества.

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Государство существу­ет не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Это наиболее абстрактный, обобщённый взгляд на институт государства. В тео­ретическом разделе вполне уместно ввести понятие государства, раскрыть его наиболее значимые функции, нацеленные на регули­рование общественной жизни, создание правовых механизмов воз­действия на общество.

Философ-просветитель Жан Мари Аруэ (Вольтер) затрагивает вопрос о качестве государственного управления, подчёркивая не­обходимость квалифицированных, даровитых людей, призванных принимать и реализовывать властные решения. Его высказывание «Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и в дарованиях» однозначно признаёт верховенство таланта и профес­сионализма над материальными средствами. И действительно, даже имея значительные денежные ресурсы, но не имея качественных управленцев, компетентных политиков, государство не уберечь от кризиса и потрясений.

Французский политический философ Ж. Боден полагает, что «государство есть осуществление суверенной властью справедливо­го управления многими семьями и тем, что находится в их владе­нии». Выбрав эту тему, обращаем основное внимание на раскрытие признаков и функций государства. Важно обратить внимание на по­нятие «государственный суверенитет», объяснив его как принцип верховенства и независимости государственной власти, возможность для неё принимать самостоятельно широкий спектр решений. Далее акцентируемся на характеристике внутренних функций государства хозяйственно-экономической, социальной, правотворческой и т. д.

Ряд высказываний затрагивает вопросы о государственных пре­образованиях, реформах, необходимости для государства иметь силы и возможности для модернизации, обновления. Жан де Лабрюйер подчеркивает: «При нововведениях и переменах в государстве пра­вители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколь­ко об их своевременности; бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из коих ясно, что с ним можно не считаться». Любое государство, для того чтобы сохранить динамизм развития, актуальность для граждан, способ­ность реагировать на вызовы времени, должно проводить реформы. Иногда эти преобразования могут быть болезненны и непопулярны для народа. Опыт и мудрость правителей и должны подсказать, ка­кой лимит доверия они имеют у собственных граждан. Если же вла­сти не пользуются авторитетом, доверием, устойчивой поддержкой, их поле манёвра при проведении реформ достаточно небольшое. Даже нужные реформы провести такое правительство не сможет.

Эту же тему развивает и основатель британского консерватизма Э. Берк: «Государство, которое неспособно видоизменяться, неспо­собно и сохраниться». Автор обращает внимание на необходимость обновления, развития для государства. Только в таком случае оно может обеспечить себе будущее. Находясь в состоянии стагнации, застоя, государство перестаёт соответствовать запросам времени, в нём неизбежно усилятся кризисные явления. В определённый момент исторического времени подобные государства распадают­ся. Однако тот же Берк неоднократно подчёркивал, что реформы в стране не должны проводиться только ради реформ. Они должны быть обусловлены самим временем, эпохой, должны опираться на традиции и устои государства. Автор писал также: «К стране нель­зя относиться как к чистому листу бумаги, на котором можно на­писать всё, что угодно».

Одним из ключевых понятий политологии является «правовое го­сударство». Его сущности и особенностям также посвящены афориз­мы, представленные в экзаменационных вариантах. Базовый прин­цип правового государства — разделение и независимость властей, выделение трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, су­дебной. Учение о разделении властей было развито философами-про­светителями. Существенный вклад в него внесли Ш. де Монтескьё и Ж. -Ж. Руссо. Монтескьё развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власти. Путём разделения властей, а также системой сдержек и противове­сов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового го­сударства внёс И. Кант. Кант рассматривал государство как объеди­нение множества людей, подчинённых правовым законам. И. Кант создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех чле­нов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях все­общего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется зако­нодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законода­тельной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой спо­соб организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Приведём в качестве примера высказывание Ж. -Ж. Руссо: «Законодательная власть — сердце государства, власть исполни­тельная — её мозг». Раскрывая тему, приводим понятие «право­вое государство», характеризуем принцип разделения властей, его смыслы. Приводим примеры того, как действует в правовом госу­дарстве система сдержек и противовесов между ветвями власти, га­рантируя страну от произвола и деспотии. Полагаем необходимым в контексте темы подробно раскрыть функции и значение каждой из ветвей власти, раскрыть сущность парламентаризма.

Другим принципом правового государства является верховен­ство права, равенство всех перед законом и судом. Об этом — вы­сказывание Вольтера: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть толь­ко от законов». Именно законы государственные и очерчивают то пространство, в рамках которого могут быть реализованы граждан­ские свободы, понимаемые, прежде всего, как возможность осуще­ствить самостоятельный выбор, принять за него ответственность.

Нередко можно получить в политическом разделе темы, свя­занные с политическим лидерством, его функциями. Представим несколько тем, в которых ключевое понятие — «политическое ли­дерство».

Американский психолог Г. С. Холл подчёркивает: «Политик не представляет большинство, а создаёт большинство». Контекст темы — влияние политического лидера на массы, формулирова­ние им политической программы для нации, привлечение граждан на свою сторону. Большинство людей в обществе могут изначаль­но не поддерживать цели политика, не разделять его идеи. Но если он подлинный лидер, он сможет убедить людей в собственной пра­воте и повести их за собой. Тема открывает для нас возможность остановиться на изложении и характеристике важнейших функ­ций политического лидера, подобрать примеры из истории или со­временной политической жизни о влиянии сильных лидеров на на­строения наций.

Ф. Бэкон затрагивает иной аспект политического лидерства, от­мечая: «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу». Этот аспект можно назвать бременем, долгом, обязанно­стями, которые возлагает на себя лидер. Обладая верховной вла­стью в государстве, он лишает себя обычной человеческой жизни, обычного общения, подчиняя всю свою жизнь своей миссии, нала­гая очень серьёзные ограничения на себя самого.

Британский премьер-министр У. Черчилль отмечал: «Отличие го­сударственного деятеля от политика в том, что политик ориентиру­ется на следующие выборы, а государственный деятель — на следую­щее поколение». Выбор этой темы для написания сочинения связан с осмыслением понятия «политик» — человек, ориентирующийся на текущую политическую конъюнктуру и, по сути, безразлично и без­ответственно относящийся к тому, что ждёт страну в перспективе, и понятия «государственный деятель» — человек, мыслящий дли­тельной стратегической перспективой для своей страны, задумыва­ющийся о судьбах своего народа, страны, её будущности.

Регулярно включаются в политологический раздел темы, по- свящённые характеристике демократического общества, сущности и природы демократии как особого типа политического режима.

Проблема демократического управления, механизма функциони­рования демократического режима затрагивается в высказывании голландского мыслителя Б. Спинозы: «Эффективное управление воз­можно только при условии разумного контроля и за самим решени­ем, и за его исполнением не только сверху, но и снизу». Специфику демократии автор усматривает в том, что она строится на балансе интересов управляющих элит и рядовых граждан, представляющих партнёра власти — гражданское общество. Эффективный контроль снизу как раз и осуществляют институты гражданского общества. Подобный контроль в наше время проявляется через организацию независимых общественных экспертиз принимаемых властью зако­нов, публичных обсуждений властных инициатив, различные фор­мы непосредственной демократии. Взаимосвязь и диалог власти и общества является важнейшим признаком современного право­вого государства.

Американский юрист Ф. Франкфуртер также обращает внима­ние на механизмы демократического правления. Его высказыва­ние «История свободы в значительной степени была историей кон­троля за соблюдением процедурных требований» потребует от нас раскрытия и характеристики демократических процедур, прежде всего, выборности власти, механизмов обратной связи между вла­стью и обществом, механизмов сдержек и противовесов между вет­вями власти, функционирования эффективной и независимой вла­сти судебной.

Президент США генерал Д. Эйзенхауэр говорит: «Лозунг истин­ной демократии — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим»». В этой теме мы должны сосредоточиться на раскрытии значимости для демократического правления актив­ной и ответственной позиции гражданина. Тенденцией развития демократического государства как раз и является смещение пол­номочий от государственных органов к институтам гражданского общества, общественным инициативам. Для того чтобы обществен­ные инициативы были действенны, они должны получить ресурсы и полномочия, иметь возможность самостоятельно принимать ре­шения и нести за них ответственность. Чем выше уровень общей и политической культуры общества, тем в большей степени обще­ство будет принимать на себя регулирующие полномочия, брать на себя решение общезначимых вопросов. К примеру, в современной России широкое развитие получили гражданские инициативы, свя­занные с решением экологических проблем, организацией защиты животных, благотворительностью, реализацией различных соци­альных проектов.

По сути, тот же проблемный аспект можно усмотреть в выска­зывании немецкого писателя Г. Манна: «Демократия — это, в сущ­ности, признание того, что все мы как общество ответственны друг за друга». Зрелое гражданское общество заинтересовано в скоорди- нированности действий, ответственности граждан за происходящее в стране, активной включённости в социальные процессы.

Характеризуя демократическое правление, мы часто обраща­ем внимание на преобладание, доминирование позиции большин­ства. Именно большинство формирует правительственную про­грамму, принимаемые в стране законы, политические решения. Но ведь и в тоталитарном обществе тоже торжествует большинство. Следовательно, важнейшим принципом демократического государ­ства является защита прав меньшинства, возможности для него свободно и беспрепятственно отстаивать свои взгляды. Об этом пи­шем в сочинении по высказыванию британского премьер-министра К. Эттли: «Демократия — это не просто правление большинства, но правление большинства, уважающее права меньшинства».

Особый взгляд на демократию представляет немецкий учёный и публицист В. Швебель: «Демократия тем лучше, чем печальнее опыт граждан, сталкивающихся с ней». Выбрав эту тему, пишем о том, что молодая демократия далеко не сразу позволяет гражда­нам увидеть и осознать все свои преимущества. Напротив, народу предстоит пройти длительный путь проб и ошибок, освоить слож­ные процедуры демократического правления, повысить собствен­ную политическую культуру. Нередко многие люди разочаровыва­ются в демократии, не понимая, что ещё даже и не сталкивались с ней и не жили при подлинно демократических порядках. Только пройдя весь этот путь, у народа есть шанс вырастить, сформировать подлинную зрелую демократию.

Актуальной и значимой темой является представление и харак­теристика выборов в демократическом обществе. Приведём не­сколько тем, в которых необходимо обстоятельно раскрыть особен­ности демократических выборных процедур.

«В условиях демократии неосведомлённость одного избирателя может повредить всем остальным» (Дж. Ф. Кеннеди).

«Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего» (Т. Джефферсон).

«О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть на лицах избирателей» (В. Швебель).

«Демократия не может быть выше уровня того человеческого ма­териала, из которого составлены её избиратели» (Дж. Б. Шоу).

«В демократическом обществе безобидный гражданин становит­ся опасным, как только превращается в избирателя или потребите­ля» (В. Швебель).

Раскрывая данные темы, обращаем внимание на то, какой изби­ратель, какой гражданин необходим для функционирования пред­ставительной демократии. Базовое понятие, которое необходимо рас­смотреть в контексте тем о выборах, — это политическое участие. Именно активная и ответственная позиция избирателя позволяет сформировать достойную и эффективную власть. Для объяснения опасности пассивности избирателей, их безразличия к выборным процедурам вводим понятие «политический абсентеизм».

Существенным фактором прочной и устойчивой демократии при­знаётся независимость средств массовой информации, выступаю­щих в роли «четвёртой власти». Функции СМИ как политическо­го института раскрываем в контексте темы, заданной афоризмом Ч. Колтона: «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не мо­жет надвинуться, пока солнце не зашло».

Ключевым институтом политической системы общества являют­ся политические партии. Представим высказывание российского философа И. А. Ильина: «Политическая партия — это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им зако­нов». Выбрав тему, раскрываем в теоретическом разделе сущность политических партий, их признаки, функции в политическом про­цессе, типологию.

Подлинная демократия невозможна без эффективной оппозиции. Роль оппозиции отображается в предлагаемых в экзаменационных материалах темах. Остановимся на нескольких высказываниях:

«Оппозиция совершенно необходима. Истинный государствен­ный муж, да и вообще всякий разумный человек, извлечёт больше пользы от общения со своими противниками, чем с самыми горя­чими сторонниками» (Б. Франклин).

«Оппозиция — предохранительный клапан, через который выхо­дит избыток народной силы и энергии, — клапан, который нельзя закрыть, не подвергаясь опасности взрыва» (Б. Констан).

 

«Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление» (Ж. Андриё).

«Ни одно правительство не может считать себя по-настояще­му в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Б. Дизраэли).

В предлагаемых темах обращаем внимание на суть оппозиции в демократическом обществе, приводим отличия конструктивной оппозиции от деструктивной, нацеленной на разрушение общества, на насильственные действия, раскрываем функции оппозиции в по­литическом процессе.

Похожие страницы