Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения. Блок «Социальная психология» и «Социология»

Блок «Социальная психология» и «Социология»

Третий блок тем охватывает две области обществоведческого зна­ния: «Социальная психология» и «Социология». Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наиболее часто выбира­ются выпускниками на едином государственном экзамене. И это не случайно, поскольку тематика наиболее близка и понятна старше­классникам, связана с их личным социальным опытом, социаль­ной практикой.

Ключевой проблемой социальной психологии является форми­рование личности, обретение индивидом социально акцентирован­ных качеств и свойств.

Приведём ряд высказываний, в которых в качестве базового по­нятия фигурирует понятие «социализация»:

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его обще­ство» (В. Г. Белинский).

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).

Выбрав приведённые высказывания русского критика В. Г. Белин­ского, современного российского психолога А. Н. Леонтьева и фран­цузского философа-просветителя К. А. Гельвеция в качестве темы для написания сочинения, мы формулируем проблему — станов­ление личности, социализация индивида, роль и значение в этом процессе природных факторов, врождённых качеств и факторов социальных, связанных с воздействием общества на человека. Раскрывая тему, останавливаемся на характеристике социализа­ции как процесса освоения индивидом опыта, способов взаимо­действия с обществом, усвоения ценностных установок, знаний, практических и познавательных умений, социальных компетент- ностей. Человек при рождении представляет собой индивид — единичного и типичного представителя человеческого рода, наде­лённого задатками, врождёнными биологическими основами для формирования способностей. Рассказывая о социализации инди­вида, останавливаемся на первичной стадии этого процесса, осу­ществляющейся в первые годы человеческой жизни, в детстве, доминирующем влиянии такого агента социализации, как семья. Показываем роль деятельности в процессе формирования личност­ных качеств.

Помимо семьи, важнейшими институтами социализации явля­ются образование, профессиональная деятельность, общественная активность, культурная среда. Рассказывая о воздействии этих факторов, приводим характеристику вторичной социализации, её особенностей, расширения спектра социальных ролей, выбора са­мим социализирующимся субъектом направлений и агентов соци­ализации.

Подбирая примеры к теме, можно обратиться к конкретным си­туациям, иллюстрирующим развитие человеческих способностей и качеств, представить литературные образы, допустим, становле­ние личности героев произведений русской классической литера­туры (JI. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и т. д.). Целесообразно, на наш взгляд, написать об особенностях социализа­ции подростков, молодёжи в современном обществе, влиянии ком­пьютерной революции, сетевого мира, социальных сообществ, в ко­торых участвуют современные тинейджеры.

Подобные темы весьма комфортны для представления личного опыта и личной социальной практики выпускника. Можно расска­зать о том, какое влияние оказала на личностные качества семья, школа, малый социум.

Неоднократно встречалась среди экзаменационных тем фраза со­временного российского психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отста­ивают».

Рассматривая тему, останавливаемся на понятиях «индивид», «личность», «индивидуальность». Особо рассматриваем спосо­бы защиты своей индивидуальности — уникальных, неповтори­мых свойств отдельного человека. Уместно в этой связи остано­виться на таких явлениях, как конформизм, приспособленчество, подстраивание отдельных людей под позицию большинства, и, напротив, нонконформизм, приверженность человека своим пред­почтениям, взглядам, убеждениям, невзирая на позицию боль­шинства.

Своеобразнее и сложнее представлена та же самая проблема в вы­сказывании писателя М. де Унамуно: «Требовать от кого-либо, что­бы он стал другим, это всё равно что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, до­пуская изменения в своём способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерыв­ность её духовной жизни».

Рассмотрение различных моделей, направлений социализации предполагает высказывание британского мыслителя эпохи рацио­нализма Ф. Бэкона: «В каждом человеке природа всходит либо зла­ками, либо сорною травою; пусть же он своевременно поливает пер­вое и истребляет второе».

Можно подчеркнуть, что человек рождается не хорошим и не плохим, подобные оценки — это оценки социально значимые и со­циально акцентированные. Только другие люди, вступающие в со­циальные связи и взаимодействия с отдельным человеком, могут оценить его качества и поступки как положительные или же отри­цательные. От условий социализации, окружения, семьи, близких зависит, какие качества будут сформированы у конкретного чело­века. От него же самого зависит выбор, какой путь — добра или зла — выбрать, при условии, если границы между этими поняти­ями у него адекватно сформируются и он сможет чётко отличить одно от другого.

Особый аспект проблемы социализации человека в обществе представляет высказывание французского просветителя Жана Д’Аламбера: «Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без ха­рактера». Представляется актуальным раскрытие в контексте этой темы нравственного выбора человека, поведения в обществе, отста­ивания своих убеждений, веры, позиции или подчинения внешним обстоятельствам, мнениям и влиянию других людей.

Чем опасен в человеческом обществе конформизм, приспособлен­чество, выбор позиции, близкой к грибоедовскому герою Молчалину? Прежде всего, беспринципностью, готовностью признать любую до­минирующую позицию, подчиниться злу, стерпеть собственное уни­жение и унижения другого.

Важнейшему социализирующему воздействию на личность, про­цессу воспитания, посвящено высказывание английского истори­ка Э. Гиббона: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам».

Составляя текст, в теоретическом разделе сочинения раскрываем суть понятия «воспитание». Процесс воспитания — это целенаправ­ленное воздействие на личность с целью формирования у неё опре­делённых нравственных ценностей, установок, поведенческих стан­дартов, убеждений. Расписываем подробно воспитание «внешнее», исходящее от семьи, школы, социальных групп, общества в целом. Особо обращаем внимание на процесс самовоспитания, воздействия личности на саму себя, на формирование у себя определённых ка­честв, стремление развить у себя добрые, позитивные, нравствен­ные качества. Нравственные ориентиры, система координат, в ко­торых ориентируется человек, выбирая путь добра или зла, зависят от уровня и степени воспитанности личности, развития её интел­лектуальных качеств.

Аналогично высказывание немецкого философа И. Канта: «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание».

Предложим ещё несколько высказываний, посвящённых про­блеме воспитания личности, формирования у неё позитивных нрав­ственных качеств, социально одобряемых ценностных установок и ориентиров.

«Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими» (Платон).

«Хорошее воспитание — это умение скрывать, как много мы ду­маем о себе и как мало о других» (М. Твен).

«Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета» (3. Фрейд).

«Воспитание есть искусство, применение которого должно совер­шенствоваться многими поколениями» (И. Кант).

«Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» (Сократ).

Процесс формирования личностных качеств, умения владеть со­бой, управлять своими страстями затрагивается в высказывании русского писателя JI. Н. Толстого: «Власть над собой — самая выс­шая власть, порабощённость своими страстями — самое страшное рабство». Выбрав данное высказывание для написания сочинения, мы акцентируемся на значимости процесса самовоспитания лично­сти, воспитания умения владеть собой, контролировать свои эмоции. В контексте темы можно затронуть вопрос о значении социального контроля и самоконтроля, охарактеризовать место в структуре со­циального контроля правил этикета.

Процесс взаимосвязи и взаимодействия личности и общества, значимости общественных устоев, отношений, среды в формирова­нии личностных качеств, умений взаимодействовать с социальной средой, другими людьми затрагивается в высказывании французско­го философа-просветителя Д. Дидро: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спу­таются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как ди­кий терновник среди пустыря».

При рассмотрении темы продумываем приведение примеров, до­казывающих невозможность нормального развития личности без взаимосвязей с обществом. К примеру, в традиционной Японии самым суровым наказанием признавалось лишение человека об­щения со своими близкими, заточение в горных пещерах, одино­чество.

Для целого ряда тем ключевым понятием является поня­тие деятельности — специфической формы активности, прису­щей человеку и характеризующейся такими свойствами, как це­ленаправленность, осознанность, преобразовательный характер. Деятельность — универсальная форма человеческого бытия, един­ственная возможность для него раскрыться, сформировать комплекс личностных качеств, развить способности. Обратим внимание на высказывание российского психолога Б. М. Теплова: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельно­сти». Помимо понятия деятельности, контекст темы предполагает раскрытие таких понятий, как задатки и способности. К уровням развития способностей можно отнести одарённость, талант и ге­ниальность. Утверждаем, что только деятельность позволяет пре­вратить природные задатки в одарённость, талант и даже гениаль­ность. Важно продумать примеры, подтверждающие теоретические положения. Например, рассказать о формировании способностей известных учёных, писателей, музыкантов, актёров, выдающих­ся спортсменов и т. д.

По сути, также о деятельности и её роли в формировании лич­ности следует писать и в следующих высказываниях:

«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас позна­ешь себя» (И. В. Гёте).

«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Ф. Энгельс).

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).

Деятельная сущность человека позволяет объективировать, проя­вить его качества. Через дела, через поступки можно судить о чело­веке, какой он, что он может, какое влияние он оказывает на дру­гих людей, социальные процессы.

Высказывание учёного Ч. Дарвина «Внушения совести в свя­зи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различи­ем между человеком и животным» поднимает проблему существен­ных различий между человеком и представителями животного мира. Ключевым элементом различия учёный признаёт нравственные ка­чества и ценности, свойственные человеку, человеческая совесть, не позволяющая человеку творить зло.

Нравственные искания человека, поиск им самого себя, своего места в жизни, понимание мира и других людей — проблемы, за­тронутые в утверждении австрийского писателя С. Цвейга: «Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей».

Проблемы формирования личности, развития человеческих качеств, способностей и талантов касается немецкий философ И. Г. Фихте. Он утверждает: «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным». И сходное по смыслу: «В человеке есть разные стрем­ления и задатки, и назначение каждого из нас — развить свои за­датки по мере возможностей». Решив писать сочинение по любому из приведённых высказываний, акцентируемся на понятиях «инди­вид», «личность», «деятельность», «социализация». Подчёркиваем, что развитие и совершенствование человеческой личности осущест­вляется на протяжении всей его жизни, человек является творцом самого себя, создание его личности начинается с первых мгновений пребывания на земле после рождения и завершается с его уходом из жизни. Особенность человека — его стремление к изменению, бесконечность процесса самосовершенствования, переформатирова­ния самого себя.

Д. Дидро в высказывании «Люди, выдающиеся своими талан­тами, должны тратить своё время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему?» также обращает наше внимание на вклад человека в развитие мира, общества, цивилизации.

Важный содержательный блок тем — темы, раскрывающие роль и значение в жизни общества различных социальных норм. Нормы — правила поведения, укоренённые в обществе и обеспечи­вающие ему целостность и поступательное развитие. В структуре социального контроля — многообразие социальных норм — меха­низмов регулирования общественных отношений, поведения лич­ности и социальных групп.

Набор высказываний, посвящённых значению норм, предполага­ет раскрытие ключевого понятия — сущность социального контро­ля, различных правил, выработанных людьми, обществом, за дли­тельные века и тысячелетия его существования.

Обратимся к конкретным высказываниям:

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г. Филдинг).

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс).

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (JI. А. Сенека).

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. де Мирабо).

Выбрав любое из приведённых высказываний о социальных нор­мах, их регулирующем воздействии на общественные отношения, поведении социальных субъектов, обращаем внимание на срав­нительную характеристику действия норм права и норм морали. Проблему сочинения можно сформулировать так: автор поднима­ет вопрос о роли и значении в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. В теоретическом разделе сочине­ния прежде всего раскрываем понятие норм, обращаем внимание на специфику и особенности норм правовых и моральных, сравниваем сферу действия этих социальных регуляторов. В примерах необхо­димо показать ситуации, в которых действуют именно моральные нормы, имеющие гораздо более тонкие, неформальные, психологи­ческие механизмы воздействия на личность. Целесообразно коснуть­ся вопросов применения по отношению к людям моральных и пра­вовых санкций.

В контексте этих тем вполне уместны ссылки на литератур­ные произведения, рассмотрение нравственных коллизий лите­ратурных героев, например Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

К прокомментированным нами темам примыкают такие выска­зывания, как:

«Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домаш­няя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни од­ного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обя­зательств» (Цицерон).

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у дру­гих хорошее мнение о себе» (Г. Гегель).

Встречаются в содержательном контенте тем, предлагаемых на экзамене для написания сочинения, также темы фокусные, обра­щающие наше внимание на такой элемент социального контроля, как санкции. Приведём высказывание немецкого философа и эконо­миста К. Маркса: «Наказание есть не что иное, как средство само­защиты общества против нарушения условий его существования».

Базовым понятием для раскрытия этой темы и является поня­тие социальных санкций. Под социальными санкциями понимают­ся способы, меры воздействия общества на поведение людей. Если поведение одобряется, тогда по отношению к личности предъявля­ются санкции позитивные, стимулирующие данное поведение. Если же общество осуждает деяние человека, по отношению к нему бу­дут предъявлены негативные санкции.

Поскольку Маркс упоминает о наказании, в фокусе внимания в нашем сочинении будут именно негативные санкции, на харак­теристике и функциях которых нам следует остановиться особо.

Примеры следует подобрать также иллюстрирующие примене­ние негативных социальных санкций как способов защиты обще­ства, социальной ткани от деструктивных, разрушающих её воз­действий. Советуем привести один пример правового характера, наказания преступников, другой же пример целесообразно приве­сти о действии норм общественной морали.

Специфическое воздействие на поведение людей оказывает такой механизм, как общественное мнение. Именно общественное мнение, как правило, обеспечивает действенность соблюдения норм морали, этикета. Познакомимся с высказыванием П. Буаста: «Общественное мнение — это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены за ним следовать».

В словарях под общественным мнением понимается особая фор­ма массового сознания, в которой проявляется отношение (скры­тое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребно­сти. Общественное мнение выражается публично и оказывает влия­ние на функционирование общества, поведение конкретных людей. Именно возможность гласного, публичного высказывания населе­ния по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-полити­ческих отношений отражает суть общественного мнения как осо­бого социального института. При этом общественное мнение пред­ставляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Раскрыв функции общественного мнения как регулятора жизни общества, приводим примеры, в которых именно данный механизм способ­ствовал разрешению той или иной ситуации, определил поведение в ней субъектов.

Важным механизмом, регулирующим поведение людей, диктую­щим способы общения, взаимодействия, взаимопонимания и взаи­моприятия, являются нормы и правила хорошего тона — нормы этикета. В цивилизованном обществе они весьма и весьма важны, не случайно русская поговорка гласит, что человека встречают по одёжке. Именно первое впечатление создаётся о человеке по тому, как он выглядит, как он знакомится, как себя ведёт. Обратимся ещё к одной проблеме, связанной с социальными нормами и соци­альным контролем, — нормам этикета.

Остановимся на нескольких высказываниях, в которых затраги­вается данная проблема:

Высказывание Ж. де Лабрюйера «Люди слишком беззаботно от­носятся к тому, что называют своим нравом; им следовало бы пом­нить, что быть добрыми недостаточно — они ещё должны казаться добрыми, коль скоро стремятся быть приветливыми, дружелюбны­ми, благожелательными, короче говоря — людьми» акцентирует внимание на таком аспекте этикета, как установление позитивного контакта с окружающими, формирование доброжелательной, бла­гоприятной для личности среды общения.

Афоризм Ф. Бэкона «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают» убеждает нас в том, что без соблюдения определённых правил поведения нас просто не поймут другие люди.

Тот же Бэкон утверждает, что «правила поведения — это пере­вод добродетели на общедоступный язык». Решив написать сочине­ние по этой теме, обращаем внимание на то, как важно строить об­щение, соблюдая правила хорошего тона, приводим иллюстрации из жизни, литературы, собственного опыта общения и взаимодей­ствия с людьми.

Аналогичны по тематике высказывания:

«Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости, доброте, снисходительности и благодарности, но они хотя бы создают види­мость этих свойств, и человек по внешности кажется таким, каким ему следует быть по сути» (Ж. де Лабрюйер).

«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою» (Ж. де Лабрюйер).

«Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им прият­ность. Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете» (Ф. Честерфилд).

«В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).

Характеризуя значимость норм этикета, останавливаемся на их усвоении в семье, в детском возрасте. И действительно, базовые правила приличий формируются у нас в детские годы, когда роди­тели, близкие объясняют нам, как следует себя вести, а как нет. Предлагаем привести также примеры из истории, как формирова­лись те или иные нормы этикета, к примеру, приветствие открытой ладонью в Древнем Риме свидетельствовало о миролюбии мужчины, о том, что у него нет оружия. Следует помнить и о том, что у каждо­го народа, в каждой культуре есть свои правила. К примеру, у вос­точных народов не принято предлагать женщине поздороваться за руку. Приличным будет, если женщина первая подаст мужчине руку для приветствия, если сочтёт это для себя возможным.

Ряд значимых тем, представленных в социологическом разде­ле, посвящён месту, роли и значению семьи в воспитании детей, в формировании социальных статусов человека, в обеспечении це­лостности и стабильности общества.

Остановимся на нескольких типичных высказываниях для пред­ставления этого тематического блока. Обратимся к высказыванию известного украинского педагога В. А. Сухомлинского: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить до­бро». Раскрывая тему семьи в предложенном контексте, обращаем внимание на воспитательную, социализирующую функцию семьи. Семья представляется в качестве ключевого агента первичной со­циализации. В семье ребёнок прежде всего учится добру, справед­ливости, состраданию.

Французский писатель В. Гюго во фразе «Всякая социальная док­трина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, не­применима. Семья — это кристалл общества» обращает наше вни­мание на связь семьи и общества. Формулируем определение семьи как социального института, показываем взаимосвязи семьи и обще­ства в экономической, социальной, политической, культурной сфе­рах, в воспитании и образовании детей.

Аналогичный контекст понимания семьи представлен в высказы­ваниях французского писателя О. де Бальзака: «Семья всегда будет основой общества», индийского поэта Р. Тагора «Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации», американского пе­дагога Ф. Адлера, который утверждал: «Семья — это общество в ми­ниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего боль­шого человеческого общества».

Остановимся ещё на двух высказываниях В. А. Сухомлинского о семье. Фраза «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убе­ждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу» обращена к про­блеме взаимопонимания между членами семьи, необходимости учё­та интересов и потребностей каждого члена, уважении друг к дру­гу. Только тогда можно достичь согласия и гармонии в отношениях с близкими. В определённом смысле, уступая близким, ограничи­вая свои запросы в интересах родных тебе людей, мы обучаемся от­ношению с людьми и в других группах и общностях. В этих сочи­нениях мы акцентируемся на понимании семьи как особой малой группы, раскрытии характера уз, связей, возникающих в семьях.

Фраза В. А. Сухомлинского «В браке ни на минуту не прекра­щается взаимное воспитание и самовоспитание» обращает наше внимание к институту брака как фундаментальной основе семьи. Раскрытие данного аспекта потребует обращения к правовому ста­тусу семьи, правам и обязанностям супругов, условий устойчиво­сти брачного союза. Аналогичный контекст содержания предпола­гается при написании сочинения по высказыванию М. Т. Цицерона: «Брачный союз — первая ступень человеческого общества».

Интересна постановка вопроса о сущности и особенностях семьи в высказывании Г. Гегеля: «Первые необходимые отношения, в ко­торые индивид вступает с другими, — это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена сто­роне моральной, принципу любви и доверия». Раскрывая тему, по­казываем, как происходит становление в семье личностных качеств, характеризуем специфику семейных отношений, регулируемых мо­ральными нормами, а также особые отношения между родственни­ками, подлежащими регулированию со стороны правовых норм.

Актуальна проблема связи семьи, семейного воспитания с фор­мированием гражданской идентичности, развитием патриотиче­ских чувств. Об этом, в частности, упоминает Ф. Бэкон: «Любовь к Родине начинается с семьи». Каждая семья, обеспечивая усвоение младшим поколением ценностей, устоев, традиций, чувства малой родины, сопричастности памяти предков, наиболее успешно форми­рует устойчивые патриотические чувства, нравственную зрелость. Подобный же контекст — в высказывании Уго Фосколо: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое уте­шение от многих зол, наделив их семьёй и родиной». В качестве примера рекомендуем привести реализацию в российских школах детского исследовательского проекта «Моя родословная», в рамках которого дети узнают о своих предках, составляют собственное ро­дословное древо.

Сложный, философский аспект семейной проблематики подни­мает цитата из догматической конституции «Свет народам», приня­той на Втором Ватиканском соборе в 1964 г.: «Семья — это своего рода домашняя церковь». При комментировании этой темы необ­ходимо остановиться на общности церкви как совокупности людей и семьи, как особой малой группы. Как и у церкви, так и у семьи существуют строгие правила и нормы. И церковь, и семья облада­ют определённым сакральным смыслом для человека.

И наконец, приведём высказывание, в котором поднимается проблема особенности, специфики семьи в современном информа­ционном обществе. Его автор, М. Кули, говорит: «Большой семье приходит конец, а за ней — и супружеским парам; нам остаётся лишь держать кошек и попугаев». Раскрывая проблему, останавли­ваемся на анализе кризиса традиционной модели семьи в современ­ном мире, росте индивидуализма, индивидуального пространства у каждого из членов семьи. В современной семье действительно уже нет тех скреп, которые связывали людей в прошлом, — со­вместный труд, чёткое разделение ролей в семье, забота женщины о сохранности семейного очага. Сложное общество, многообразие контактов, насыщенная информационная среда увлекает человека, особенно молодого, за рамки семейного круга. Обостряются кон­фликты поколений между детьми и родителями. Ослабевает едине­ние между супругами, у каждого из них создаётся свой круг обще­ния, своя среда, большую часть времени оба супруга часто проводят на работе. Социальные статусы и карьера для многих женщин ста­новится важнее семейного уклада и быта. Высказываясь по дан­ной теме, необходимо познакомиться с точками зрения и мнени­ем современных учёных, социологов и психологов, исследующих проблемы семьи.

Завершает социологический раздел проблематика этносов, эт­нического самосознания, взаимосвязи и взаимодействия между наро­дами. Этнические общности занимают особое место в системе соци­альных групп. Основной контекст высказываний, включающихся по данной проблематике в экзаменационные материалы, связан с рас­крытием самого понятия этноса, нации, народа, обоснованием необ­ходимости взаимосвязи, уважения и толерантного отношения между людьми, относящимися к разным этническим группам. Затрагиваем также понятие национальной культуры и национального менталите­та, самосознания. В качестве примера приведём высказывание ака­демика Д. С. Лихачёва: «Народы — это не окружённые стенами со­общества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».

Проблема национальной памяти, сопричастности собствен­ной истории и корням затрагивается в высказывании 3. Герберта: «Народ, который теряет память, теряет и совесть». Французский писатель В. Гюго обращается к проблеме нравственного и интеллек­туального развития народа как мерила его величия, места в исто­рическом пространстве. Автор утверждает: «Величие народа не из­меряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».

И наконец, интереснейшие высказывания российских мысли­телей:

«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы прино­сить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнеч­ных лучей» (В. Соловьёв).

«Только добрый и талантливый народ может сохранить велича­вое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоя­тельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме» (В. Даль).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов