Мини-сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Влияние власти

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Политология»

«Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» (Ф. Бэкон)

В выбранном мною высказывании речь идёт о проблеме роли вли­яния власти на человека, который ею обладает. Влияние власти на её носителя всегда было интересно мыслителям. Особенно их инте­ресовало личностное изменение человека после того, как он полу­чил власть.

Английский философ Фрэнсис Бэкон полагал, что «человек, вла­ствуя над другими, утрачивает собственную свободу». Иными сло­вами, человек, наделённый властными полномочиями, лишает себя свободы нравственного выбора, так как для поддержания стату­са приходится придерживаться изначально выбранной идеологии, также он теряет свободу выбора другой жизни, так как власть ста­новится главной ценностью и ориентиром. Помимо всего прочего, он ещё и лишает себя свободы изменяться и развиваться, так как правитель становится рабом своего имиджа, и все силы ему при­ходится направлять на демонстрацию силы и поддержание власти. Я разделяю такую точку зрения, так как считаю, что, действитель­но, власть над другими людьми должна быть не ценностью, а ско­рее обязанностью перед этими же людьми. Таким образом, действуя в интересах власти, правитель сам лишает себя свободы.

Итак, обратимся к теоретическим обоснованиям. В обществен­ных науках под властью понимается социальное взаимодействие, от­ношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы ока­зывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их по­ведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении кого власть осуществляется, — объект. Субъект власти может воздействовать на объект посредством определённого набора ресурсов власти, сре­ди которых силовые ресурсы, личный авторитет, законы, матери­альные или информационные ресурсы.

Властное полномочие выделено как один из специфических при­знаков государственного органа и охарактеризовано как особая фор­ма организующей деятельности государства. Оно складывается, в свою очередь, из связанных между собой элементов. К их числу отнесены: издание государством велений — правовых актов, обяза­тельных для всех граждан и должностных лиц, защита этих веле­ний от нарушений при помощи принудительной силы государства, обеспечение выполнения велений государства мерами воспитания, убеждения, поощрения, материальное обеспечение выполнения го­сударственных велений путём распоряжения единым фондом госу­дарственной собственности.

Также важно упомянуть о такой форме власти, как деспотия, или диктатура, которая является максимально возможной вла­стью. С древнегреческого «деспотия» переводится как «неограни­ченная власть», так же как и «диктатура» с латыни. В обществен­ных науках под деспотией (диктатурой) принято понимать такую форму государственного правления, когда верховная государствен­ная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судь­бой своих подданных. То есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих под­данных. Следовательно, любыми своими действиями деспот огра­ничивает не только свободу своих граждан, но и свою собствен­ную, так как власть всегда нуждается в поддержании, а сила в демонстрации.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и ряд фактических аргументов. Так, во время фашистской диктатуры в Германии, во главе которой стоял Адольф Гитлер, сложилась по­добная ситуация. В руках Гитлера была сосредоточена вся власть, и, казалось бы, он мог действовать свободно, руководствуясь толь­ко своими желаниями и не считаясь ни с кем, однако это вовсе не так. Так же как народ был в его беспредельной власти, так же и он сам был во власти у народа. Его свобода была ограничена тем, что он, например, был вынужден придерживаться изначально наме­ченных целей, избранного имиджа, чтобы не потерять веру народа в себя, вынужден постоянно силой подавлять все возникающие не­довольства и т. д.

Другую, чем-то схожую с этой, ситуацию можно было наблю­дать в СССР во времена правления И.В. Сталина, когда личность лидера была возведена в культ, сделана святыней. Во время прав­ления Сталина можно выделить все классические особенности дик­татуры, включая разветвлённый репрессивный аппарат (депортации народов, создание системы лагерей ГУЛАГ и т. д.) или отсутствие прав граждан. И, как истинный харизматический лидер, Сталин был вынужден расплачиваться за такую безграничную власть сво­бодой. Так, если бы он вдруг продемонстрировал приверженность к какой-либо религии, проявив тем самым свою свободу, вера на­рода в его идеальный образ была бы расшатана, и вряд ли ему уда­лось бы вновь этот образ восстановить.

Также можно привести пример из личного опыта. Например, если в семье устанавливается деспотия со стороны одного из чле­нов семьи (предположим, отца), то это не даёт ему просто власти. Наоборот, он должен постоянно подтверждать эту власть, проявляя силу и создавая свой образ, для чего приходится в какой-то мере отказываться от свободы.

Таким образом, действительно, пытаясь сделать граждан своими рабами, правитель сам становится рабом власти, которая сковыва­ет его свободу и заставляет жить по своим правилам. Так человек, решая судьбы других людей, теряет власть над своей.

Похожие страницы