Мини-сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Правовое государство

Оценить эту страницу

Обществознание. Блок «Право»

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону» (Ж. Д'Аламбер)

Вариант 1

Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховен­ства права как основного критерия правового государства. Эта про­блема в наше время актуальна как никогда. Дело в том, что именно сейчас большинство государств стремятся достичь этого идеального состояния правового государства.

Деятель Великой французской революции Жан Д'Аламбер пола­гал, что «истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону». Иными словами, с одной стороны, автор подчёркивает верховенство закона как основополага­ющий признак власти и вытекающее из этого равенство всех перед законом и судом. С другой стороны, он говорит о том, что, в свою оче­редь, люди также должны быть «подчинены закону», то есть обязаны с ним считаться. Я разделяю подобную точку зрения и считаю, что в некотором роде её можно назвать формулой правового демократиче­ского государства, основанного на равноправии и верховенстве права.

Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках огромное внимание уделя­ется такому понятию, как правовое государство. Под ним приня­то понимать государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы лич­ности. Иными словами, основные принципы правового государства выделяет и Д'Аламбер: «истинное равенство граждан», или равен­ство всех перед законом и судом, и «одинаковая подчинённость за­кону» — верховенство права.

Конституция РФ определяет нашу страну как правовое госу­дарство. В ней официально закреплены такие положения, как вер­ховенство права и приоритет прав человека, что как раз отвечает формуле, выведенной Д'Аламбером. Однако, к сожалению, так как демократическая система в нашей стране молодая, она ещё толь­ко развивается, то мы можем говорить лишь о начальной ступени правового государства, которое ещё не до конца сложилось в обще­ственном сознании.

Однако, как уже говорилось ранее, в воплощении этой форму­лы в жизнь участвуют не только власти, но и сами граждане. Если они оказываются не готовы к подобному строю, недовольны суще­ствующим положением дел или же просто не поддерживают идей правового государства, то мы сталкиваемся с таким понятием, как правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом в современных об­щественных науках принято понимать отрицание права как со­циального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридиче­ский нигилизм заключается в отрицании законов, что может при­водить к противоправным действиям и в целом тормозить развитие правовой системы.

Помимо теоретических аргументов, рассмотрим и конкретные фактические примеры. Обратимся к истории Великой француз­ской революции 1789 года, заразившей своими идеями всю Европу. Главным лозунгом французских революционеров стал следующий: «Свобода, равенство, братство». Причём под равенством они пони­мали именно тот аспект социально-политической жизни, к которо­му и в наше время стремится большинство государств. Для деяте­лей революции это равенство заключалось прежде всего в равенстве прав и свобод, а значит, и в равенстве всех перед законом и судом, без которого невозможно ни одно правовое государство.

Другим примером может послужить положение дел в царской России. Судебная система тогда была представлена набором сослов­ных судов, то есть каждое сословие было под властью «своего» суда, и, естественно, спрос также был со всех разный. Это яркий пример отсутствия равенства в правах. Правами человек наделялся в зави­симости от положения, занимаемого им в обществе.

Также можно привести пример из личного социального опыта. Я считаю, что можно провести некую параллель между государ­ством и школой или даже обыкновенным школьным классом. Так, школьный класс гораздо больше будет ценить того учителя, кото­рый ко всем относится одинаково и оценивает учеников по факту, чем того, который выделяет среди учеников «любимчиков», для ко­торых общие законы оказываются мягче. Иными словами, первый тип учителя вызывает в ребятах уважение и желание следовать за­конам, второй же, скорее всего, приведёт к отрицанию норм, приня­тых этим учителем, желанию нарушить их из чувства противоречия.

Таким образом, действительно только то государство можно счи­тать правовым, в котором закон стоит надо всеми и все равны не только в правах и свободах, но и перед законом, в суде.

Вариант 2

Автор данного высказывания затрагивает проблему равенства граждан перед законом. Данная проблема является актуальной во всём мире, так как принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые усло­вия, всегда был и остаётся одним из важнейших идеалов справед­ливого общественного устройства.

Жан Д'Аламбер, французский учёный-энциклопедист, утвержда­ет, что «истинноеравенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону». Таким образом, автор данного высказывания подчёркивает, что истинное равенство людей в обще­стве можно обеспечить лишь только в том случае, если они будут подчиняться единым законам, одинаковым для всех без исключения.

Я полностью согласна с мнением автора, потому что, по моему мнению, только в условиях действия в стране принципа верховен­ства закона мы можем говорить о цивилизованном обществе. Только тогда, когда все органы государственной власти, должностные лица и граждане подчиняются законам одинаково, не допуская их нару­шения и не злоупотребляя своими правами и властными полномо­чиями, когда нет никакой разницы в правах между теми, кто пра­вит, и теми, кем правят, можно говорить о реализации истинного равенства граждан.

Что же такое равноправие и как его достичь? В понятие «равно­правие» обществоведы вкладывают смысл официально признавае­мого равенства граждан перед государством, законом, судом. Этот принцип предполагает равенство прав, свобод и обязанностей граж­дан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно­сти к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства всех перед законом — один из важнейших принципов правового государства. Правовое государство — государ­ство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаменталь­ным принципам права. Среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. Верховенство зако­на означает, что он обладает высшей юридической силой и все дру­гие правовые акты должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правитель­ство, парламент, граждане не могут совершать действия за преде­лами рамок, установленных законом.

Важность равенства людей перед законом можно проиллюстри­ровать следующим примером: к концу XX столетия в ряде разви­тых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям пра­вовой государственности. В конституциях ФРГ, США, Франции, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся по­ложения, фиксирующие равенство людей перед законом.

Ярким примером стремления стран к правовому государству как идеалу общественного устройства может служить проект World Justice Project, который публикует ежегодный индекс по странам мира, вклю­чающий 8 показателей: ограничение власти государства, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, фундаментальные права, откры­тость правительства, гражданское правосудие и уголовное правосудие. В 2012 году страны Скандинавии, Финляндия, Нидерланды и Новая Зеландия заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показа­телям (по сумме баллов Швеция набрала 7,12 из 8 возможных).

Таким образом, все люди должны быть равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, но такое утверждение применимо только к понятию правового го­сударства, в основу которого заложено равенство.

Вариант 3

Выбранное мною высказывание связано с сущностью равенства людей перед законом и судом. Без обеспечения равенства в этой сфере трудно говорить об обеспечении равенства между людьми. В России эта проблема является актуальной, так как наша страна сравнительно недавно встала на путь построения правового государ­ства, в котором вся власть подчинена закону, а все граждане рав­ны перед ним. Укрепление демократических порядков немыслимо без равенства в правах.

Ж. Д'Аламбер, французский мыслитель, писал о том, что «ис­тинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одина­ково были подчинены закону». Таким образом, Ж. Д'Аламбер имеет в виду то, что истинное равенство невозможно, если какие-то люди будут стремиться ставить себя выше закона или иметь привилегии по сравнению с другими. С позицией автора невозможно не согла­ситься. Только обеспечение одинаковых прав может являться га­рантией равенства людей.

Идеи равенства перед законом и судом возникли в умах учё- ных-просветителей, когда речь начала заходить о естественных пра­вах человека. К тому времени привилегированным было только одно сословие, а остальные были бесправны. В этом просветители усма­тривали главную несправедливость устройства общества. Идеи ра­венства перед законом и судом должны были стать основой нового подхода к преодолению сословного деления. Принципы равенства всех граждан перед законом и судом являются одними из главных принципов правового государства. Основными также являются при­знание прав человека, равенство всех перед законом, гарантии от злоупотреблений власти. Именно эти принципы предполагают насто­ящее, истинное равенство граждан, о котором писал Ж. Д'Аламбер. В России, например, в Уголовном кодексе закреплено, что уголов­ной ответственности подлежат все лица, независимо от их проис­хождения, социального положения, расы.

Несоблюдение равенства крайне пагубно. В царской России жёст­кое сословное деление общества и несоблюдение прав рождало пра­вовой нигилизм — отторжение справедливости от самого понятия закона. В судах всегда был кто-то «равнее» других, многим нару­шение закона сходило с рук. Подобные порядки существенно осла­бляли государство.

Для современных школьников, вступающих в активную самосто­ятельную жизнь, очень важно знать, что все мы находимся в рав­ных условиях, каждому гарантирована защита его прав и равенство перед другими. Ведь именно правовое государство может гордиться стабильностью и устойчивостью.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в своём высказыва­нии Ж. Д'Аламбер был абсолютно прав.

Похожие страницы