Алгоритм написания мини-сочинения по обществознанию

Оценить эту страницу

Наше сочинение включает в себя шесть содержательных блоков.

Первый блок — формулирование проблемы, её актуальность

Данный блок — вводный. Он совпадает с первым абзацем. В нём нам необходимо сформулировать суть проблемы, раскрываемой в со­чинении. Начать можно со слов: «Выбранное мною высказывание затрагивает (касается, посвящено, обращено и т.д.,)», или «Автор в своём высказывании затрагивает проблему...», или «Тема, затро­нутая в высказывании...». Далее приводим формулировку самой проблемы, допустим, «формирование человеческой личности, зна­чение в этом процессе природных и социальных факторов». Второе и, возможно, третье предложение строим на обосновании значимо­сти, актуальности, важности избранной нами темы, интереса к ней. Контекст и обоснование актуальности зависит от выбранной про­блемы. Она может быть связана с современным обществом и чело­веком, вечными общечеловеческими вопросами, спецификой совре­менной цивилизации и т.д.

Второй блок — авторская точка зрения, интерпретация авторской мысли

Данный блок совпадает со вторым абзацем. В нём мы раскры­ваем, расписываем два аспекта, которые могут быть представле­ны в двух-четырёх предложениях. Первое предложение абзаца — представление точки зрения автора. Например, «Немецкий философ И.Кант полагает, что...», дальше вводим само высказывание, допу­стим, «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей». Затем даём свою интерпретацию авторской мысли, например: «Таким образом, автор обращает наше внимание на то, что человек для того чтобы жить ярко, полно­ценно, деятельно, должен не бояться активности, эмоций, ответ­ственности, не должен бояться жизни и радости». В том случае, если мы не согласимся с автором, мы приведём собственную, аль­тернативную точку зрения.

Оба первых блока дадут нам первый балл в сочинении.

 

Третий блок — теоретическая аргументация

С третьего абзаца мы начинаем приведение теоретических ар­гументов, раскрываем теоретическое содержание обществоведче­ской проблемы. Этот блок охватывает не один аргумент, а от трёх до пяти. В каждом абзаце мы сосредотачиваемся на раскрытии одного из теоретических аспектов. Этот блок позволит заработать нам два балла.

Первый абзац теории следует посвятить раскрытию базового по­нятия или понятий. Приводим определение понятия. Но не остав­ляем его без пояснений, комментариев, доводя до завершённого по смыслу абзаца.

Во втором абзаце мы раскрываем либо признаки, либо функции, либо свойства рассматриваемых объектов.

В третьем абзаце раскрываем, объясняем теоретическое положе­ние, возможно, дискуссионного характера.

Определённые темы позволят нам увеличить количество теоре­тических абзацев до четырёх-пяти.

Четвёртый блок — иллюстрирование теоретического материала конкретными примерами

Рекомендуем привести не менее двух примеров. Желательно, чтобы примеры были разные по типу. Так, можно приводить при­меры из истории, с изложением исторического материала, из со­временной общественной жизни, различных её сфер, из литерату­ры, истории науки и т.д.

Четвёртый блок принесёт нам ещё один балл.

Пятый блок — примеры из социальной практики, подтверждающие верность высказанных суждений

В пятом блоке мы приводим особый пример, опирающийся на личный социальный опыт, личную социальную практику, лич­ную рефлексию по проблеме, получая за него последний, пятый, балл.

Шестой блок — выводы.

Блок посвящён выводам, заключению, которое мы строим с опо­рой на формулировку проблемы.

 

Похожие страницы