Биология. Живой организм. 5-6 классы. Тетрадь-практикум. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.

Тетрадь-практикум является составной частью учебно-методического комплекса «Биология. Живой организм» для 5-6 классов линии «Сферы». Пособие адресовано учащимся. В тетради содержатся задания для выполнения лабораторных и практических работ, летних заданий, проведения экскурсий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и оформления их результатов. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с методами исследования биологии в лабораторных и полевых условиях, на экскурсиях. Последовательность лабораторных работ отвечает структуре учебника.

Формат: pdf

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Тетрадь-практикум. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.

СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ
Изучить строение животной клетки на примере одноклеточного организма — инфузории туфельки. Выявить отличие животной клетки от растительной.

Микроскоп, предметное и покровное стёкла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки.

Приготовление микропрепарата
Наберите пипеткой из пробирки с простейшими каплю воды и нанесите её на предметное стекло.
Для замедления движения инфузорий туфелек в каплю воды положите немного волокон ваты.
Накройте микропрепарат покровным стеклом.
Изучение микропрепарата при малом увеличении микроскопа
Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму тела инфузории туфельки и особенности её движения.
Запишите свои наблюдения.
Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа.

Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки. Дайте название рисунку. 
Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в неё кристаллик соли. Соедините её с помощью препаровальной иглы водяным «мостиком» с каплей, в которой находятся инфузории туфельки.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения.
Объясните происходящее явление.
Сравнение строения растительной и животной клеток
На основе проведённых наблюдений заполните таблицу, отмечая наличие органоида знаком « + ».
7. Растение, приспособленное к жизни в условиях умеренного увлажнения

Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из них.
Напишите его название.
Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.
8. Сухолюбивое растение
ВЫВОДЫ:
Познакомиться с устройством ручной лупы и микроскопа.

УСТРОЙСТВО
УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ
ПРИБОРОВ
Овладеть приёмами работы с данными приборами.
Лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода (арбуза или помидора) и клубня варёного картофеля, готовый микропрепарат элодеи.
Устройство ручной лупы
Выясните, из каких частей состоит ручная лупа и каково их на
значение. Ответ запишите.

9. Ручная лупа
11.
Рассмотрите кусочки мякоти плода помидора или арбуза, клубня варёного картофеля с помощью лупы. При этом держите её на расстоянии 10-12 сантиметров от объекта. Зарисуйте увиденное. Дайте название рисункам.

Устройство микроскопа

12. Световой микроскоп
Запишите указанные части микроскопа и их назначение.
Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.
Используя инструкцию, приве-дённую в учебнике, рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа элодеи.
Зарисуйте то, что вы видите, дайте название рисунку.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Научиться готовить микропрепараты. Рассмотреть строение растительной клетки.
Микроскоп, предметное и покровное стёкла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука репчатого.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТА КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА

ХОД РАБОТЫ:
Приготовление микропрепарата

14. Этапы
приготовления
микропрепарата
Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления микро-препарата кожицы чешуи лука репчатого. Дайте название каждому этапу работы и опишите его содержание.

Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука согласно инструкции. 
Изучение микропрепарата под микроскопом
Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа.
Зарисуйте продолговатые клетки кожицы. Дайте название рисунку.
15.
Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль.
Зарисуйте 2-3 из увиденных клеток. Подпишите их части.
16. Растительные клетки при большом увеличении микроскопа
ВЫВОДЫ:
ХОД РАБОТЫ:
СОСТАВ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ
Выявить наличие органических и минеральных веществ, входящих в состав клеток растений.
Стакан с водой, пробирка, баночка с раствором иода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника или льна, семена пшеницы или кусочки корней, листьев, стеблей, марлевые мешочки с комочками теста.
Выявление наличия органических веществ, входящих в состав клеток растений
Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нём тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось в мешочке после промывания.
В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли иода. Запишите свои наблюдения.
Объясните причину наблюдаемого явления.
Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника или льна и раздавите их. Запишите свои наблюдения.
Объясните причину наблюдаемого явления. 
Выявление наличия воды и минеральных веществ в клетках растений
Положите в пробирку несколько семян пшеницы или кусочки стебля, корня, листьев и нагревайте на слабом огне. Обратите внимание на появление капелек воды на внутренней стенке пробирки.
Объясните причину наблюдаемого явления.
Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся после сжигания. Назовите их.
Объясните причину наблюдаемого явления.
Заполните таблицу «Состав клеток растений»
Таблица
Органические вещества Неорганические вещества
ХОД РАБОТЫ:
Изучение клетки листа элодеи при малом увеличении микроскопа

Закрепить знания о строении растительной клетки, умения готовить микропрепарат и пользоваться микроскопом.
Микроскоп, предметное и покровное стёкла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, побеги элодеи.
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЛИСТА ЭЛОДЕИ
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Приготовьте микропрепарат листа элодеи согласно инструкции.
Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте увиденное.
17. Клетки листа элодеи при малом увеличении микроскопа
Изучение клетки листа элодеи
при большом увеличении микроскопа
Рассмотрите микропрепарат листа элодеи при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте 1-2 клетки листа. Подпишите их части.

18. Клетки листа элодеи при большом увеличении микроскопа

На основе наблюдений заполните таблицу «Строение растительной клетки», отмечая наличие органоида знаком «+».
Таблица
Органоид Наличие
Ядро
Клеточная оболочка
Цитоплазма
Вакуоль
Хлоропласты
СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ
Изучить строение животной клетки на примере одноклеточного организма — инфузории туфельки. Выявить отличие животной клетки от растительной.

Микроскоп, предметное и покровное стёкла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки.
Приготовление микропрепарата
Наберите пипеткой из пробирки с простейшими каплю воды и нанесите её на предметное стекло.
Для замедления движения инфузорий туфелек в каплю воды положите немного волокон ваты.
Накройте микропрепарат покровным стеклом.
Изучение микропрепарата при малом увеличении микроскопа
Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму тела инфузории туфельки и особенности её движения.
Запишите свои наблюдения.
Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа.

Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки. Дайте название рисунку. 
Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в неё кристаллик соли. Соедините её с помощью препаровальной иглы водяным «мостиком» с каплей, в которой находятся инфузории туфельки.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения.
Объясните происходящее явление.
Сравнение строения растительной и животной клеток
На основе проведённых наблюдений заполните таблицу, отмечая наличие органоида знаком « + ».

[свернуть]

Похожие страницы