Василий Васильевич Верещагин

Василий Верещагин-самобытная личность в русском искусстве. Его жизнь была полна памятных событий и героических эпицентров. Художник много путешествовал по Кавказу, Крыму, Средней Азии, побывал во многих городах России и Европы, дважды побывал в Индии, был в Америке, Японии ,Сирия, Палестина, Филиппины и Куба. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой был ранен. Верещагин погиб при взрыве на линкоре «Петропавловск» во время Русско-Японской войны.
Он посвятил свой талант, в основном, рисованию батальных сцен Полотна, которые он так успешно выставлял в России и во многих европейских и американских городах, были обвинениями в агрессивных войнах . Его впечатления от Востока и, в частности, от Индии послужили богатым материалом для многих его картин. Он привез из своих путешествий многочисленные наброски пейзажей, архитектурных ансамблей и представителей среднеазиатских народов-киргизов, туркменов и узбеков. Эти эскизы настолько точно закончены с точки зрения художественных деталей, что они считались небольшими картинами сами по себе.
Один из лучших эскизов в «Туркестанском цикле»9 (1871 — 1872) — «киргизские кибитки на реке Чу». Как и другие работы этого периода, этот эскиз примечателен своим красивым декоративным сочетанием больших цветных пятен и тщательного внимания к деталям. Природа и слившаяся с ней жизнь человека представлены здесь как гимн естественной гармонии бытия.
Значение Верещагина как живописца состоит в том, что он решительно порвал с избитой традицией батальной живописи, изобразил войну во всей ее суровой реальности, рассказал о ней неприкрашенную правду и нашел своих главных героев в рядах.
Среди картин его центральноазиатской серии, написанных в 1871-1873 годах, особого внимания заслуживает его знаменитый «Апофеоз войны».
Первоначально картина была известна как» апофеоз Тамерлана » (известного среднеазиатского завоевателя XIV века). Это объясняет, почему пирамида черепов изображена на фоне спины-
Земля из выжженного солнцем песка и развалин древнего города. Позже,
Верещагин расширил название и придал ему политическую окраску, посвятив картину, как указано в надписи, «всем завоевателям — прошлому, настоящему и будущему».
Однако, несмотря на ненависть к войне как общественному злу, Верещагин не мог не восхищаться той доблестью и героизмом, которыми отличается русский солдат, и в противоположность миру социальной несправедливости он являет величественную гармонию природы.
Его «Шипка-Шейново» (1878-1879) посвящена Русско — турецкой войны. Эта картина изображает сцену после победы России в Шейново. Генерал Скобелев верхом на белом коне едет вдоль строя солдат. Солдаты, подбрасывая в воздух шапки, передают радостную весть о победе. Однако художник с реалистической правдивостью показывает и цену, заплаченную за победу:передний план засеян трупами павших в битве.
Значительный интерес представляют наброски жизни и архитектуры, сделанные Верщагиным во время его путешествий, большая часть которых выполнена в живописи. Выполненные в ярких красках, расписанные уверенной рукой и верные деталям, они знакомят зрителя с природой, жизнью и архитектурой стран Востока.
Главными среди его среднеазиатских картин являются » богатый киргизский охотник с Соколом13 «(1871),» Продажа ребенка-раба «(1872)— последняя сцена взята из жизни и свидетельствует о рабстве, существовавшем в то время в Средней Азии — и» ворота Тамерлана » (1872).
В девяностые годы он написал серию, ныне размещенную в московском Музее истории — «Наполеон в России», — посвященную героическим страницам русской истории, Отечественной войне 1812 года.
Здесь, как и во всем своем сусле, Вершагин ясно высказывает свой протест против грабительской войны и выражает свой горячий патриотизм.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов