Чужая речь

Передача речи другого лица, высказываний и мыслей самого автора, особым образом организованная грамматически, составляет так называемую чужую речь.
Разнообразны способы и приемы введения речи персонажа в текст. Герой может говорить сам, и тогда его слова синтаксически оформляются в прямую речь. Слова и мысли героя могут быть пересказаны автором не дословно, и тогда они синтаксически оформляются в косвенную речь.
Не прибегая к пространным описаниям, автор путем прямой речи может дать точную, экономную и выразительную характеристику персонажа. Вот речь А. А. Каренина:
…(Алексей Александрович) взял его руку и сказал: —Я прошу вас выслушать меня, это необходимо. Я должен вам объяснить свои чувства, те, которые руководили мной и будут руководить, чтобы вы не заблуждались относительно меня. Вы знаете, что я решился на раз-вод и даже начал это дело. Не скрою от вас, что, начиная это дело, я был в нерешительности, я мучался; признаюсь вам, что желание мстить вам и ей преследовало меня. Когда я получил телеграмму, я поехал сюда с теми же чувствами, скажу больше: я желал ее смерти. Но…, — он помолчал в раздумьи, открыть или не открыть ему свое чувство. — Но я увидел ее и простил. И счастье прошения открыло мне мою обязанность. Я простил совершенно (Л. Т.).
Обилие подчинительных конструкций, наполнение предложений книжной лексикой характеризует речь человека, близкого к официальным кругам, связанного с департаментами, канцеляриями. Вот речь человека иной социальной среды, иного образовательного уровня, но тоже близкого к официально-канцелярскому кругу:
/Он/ делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя: — Ваше высокородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Все это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду это я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю — стоит на берегу куча разного народа людей. По какому полному праву тут парод собрался? — спрашиваю. Зачем? Нешто в законе сказано, чтоб народ табуном ходил?
(Чехов. «Унтер Пришибеев»).
Услышав следующую речь, мы, пожалуй, безошибочно определим эпоху, среду, к которым персонаж принадлежит:
— Пацаны! — говорил парень в голубой, плохо выглаженной рубашке,— мы становимся удобрением прогресса! Физика уступает место биологии. Если они поженятся, го биофизика объяснит мир.
(Ю. Семенов. «Дунечка и Никита»).
В прямую речь обычно включаются такие изобразительно-выразительные элементы, которые создают речь персонажа, отличную от других.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов