Стилистические функции присоединения

Присоединительные конструкции характерны для устной, не-принужденной речи. Однако они все шире проникают в язык ху-дожественной литературы, публицистических и научно-популярных произведений, язык газеты, где они встречаются IB авторском повествовании, в речи персонажей, в несобственно-прямой речи. Это объясняется их экспрессивно-стилистическими возможностями. Добавочный, уточнительный характер присоединений, отрыв их от основного высказывания дает возможность выделить, подчеркнуть, наполнить особым смыслом то, что представляется автору важным. Вместе с основным сообщением они образуют единое целое, рисуют «кусочек действительности». Это может быть, предельно сжатая характеристика предмета, явления, детализация обстановки, оценка предшествующего высказывания, например: Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши (Як.); Люди, разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина. Это — неумирающе ново. Доступно. Смело. Глубоко. Сложно. Разнообразно (из газет); Сейчас в московских школах, техникумах стало модно ходить в туристские походы. Пешком. На лыжах. Велосипедах. В лодках. В каникулы и на воскресенье. С ночевкой и без (из газет); Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца (Як.).
Приемом присоединения автор подчеркивает отличительную деталь портрета, характера, создавая в целом образ человека, например: Я взял в руки тяжелое холодное ведро, медленно поднес его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. Нескладным, неостриженным, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом (Як.); Отдежурила смену и прямиком к главврачу. А она у нас замечательная была — сейчас профессор, в Ленинграде работает. Маленькая, быстрая такая. Из-под белой шапочки волосы седые (Почив.).
С помощью присоединений можно описать физическое или психологическое состояние человека в той или иной обстановке, это удобная форма выражения тончайших оттенков личных переживаний, воспоминаний, размышлений. В лирической поэме в прозе Г. Николаевой «Наш сад» с помощью анализируемых конструкций даны зарисовки окружающей природы, сада, раскрывается душевное и физическое состояние автора:
В два дня переломилось лето. А какое оно было золотое!.. Сразу похолодало. Повеяло в окна студеным севером… А сад уже прощальный, осенний. Дожди, туманы, пасмурно. А цветы цветут. Уже приятны горячие батареи, затопленный камин, тепло и сухость в доме. А за окном клочья тумана. Медно-красные листья винограда, потемневшие от влаги сосны. Осень… Потемнели от дождя милые мои сосны, все стоят также они в круговой охране, но вместе с летом отлетает и спокойствие. Тревоги, тревоги, печали. И боль в сердце… Снова на пороге болезнь с невозможностью двигаться, действовать. А как много могла бы я и как я хочу много сделать… Нет цветов. Только табак держится, не сдаваясь. Да крупные желтые ромашки не признают заморозков. Но день золотых, полон паутинок и чуть слышного журчания осенней опали.
Такую же функцию выполняют присоединения в рассказе Ю. Яковлева «Сердце матери», где они являются средством создания интимно-лирического характера повествования:
В то далекое мгновение ни она, ни я не могли даже представить себе, что через десять лет я буду лежать на земле в шинели, в каске, с винтовкой, прижатой к боку, и в меня будут лететь такие камни с острыми краями. Не мертвые, а живые. Не для жизни, а для смерти… Хорошо, что где-то около мамы есть островок мира, где все по-прежнему. Тепло и спокойно. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога — это я… Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет. И негде взять. И она уже отдала тебе свой кусок… Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью! Но пройдут годы и стыд настигнет тебя. И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости… Когда мама стояла у окна, ее плечи слегка вздрагивали от беззвучных слез. Но я этого не заметил… Время все отдаляет, но оно приблизило ко мне этот день. И многие другие дни.
Нанизывание одного присоединения на другое создает напряженность повествования, которое отражает внутреннее состояние автора или героя, например: Нет, вижу, тут, кроме доктора да лекарств, еще что-что надо. Может, еще посильнее чем доктора. Слово какое-то. Чтоб ухватился он за него. Как слепой за палку (Почив.); У Нагульного жил, как-то неудобно там… Что зашить — это я сам, и стирал как-то тоже сам. А так вообще я еще с приезда не мылся, это факт. И фуфайка тоже… Мыла тут нет в ларьке… А квартира ничего, детей нет, можно без помехи читать и вообще (Шол.).
Особенно выразительны бессоюзные, короткие присоединительные конструкции, которые создают отрывистую, резкую речь, например: Он музыкален. Он «танцует» то, что играет. Танцует руками. Головой. Губами. Всем телом (Е. Дорош); — Доктора. Сейчас же. Ко мне, в кабинет (Фед.); — Я желаю! — сказал он, сильно дергая губами.— Как изменника! Своей рукой! Этого подлеца! (Буб.).
Форма цепочных присоединений может создать ритмичность, плавность повествования, например: Я слушал и думал, что все- это неправда. И вовсе не наш. И еще нет осени. И нету здесь никаких долин, а есть только овражки да березовые и дубовые колки (Лукаш.). Лирическим монологом звучат следующие отрывки с присоединительными конструкциями: Купаюсь в речке, бегаю на лыжах, люблю цветы. И пчел. И звезды в небе (Сол.); Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью — и давит его эта пахучая сырость и гниль (Т.); В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. И. Т.).
Как средство выразительности, образности, используется при-соединение в несобственно-прямой речи, где оно переводит повествование из одной тональности в другую, например:
Они говорили только о шахте. Черт его знает, отчего так неудачно вышло у него? Может, перевестись на другую шахту да там попроситься в коногоны? Все-таки коногонить веселее, чем рубать уголь. А еще лучше — поступить бы в кавалерийскую школу. И на границу.. Куда-нибудь далеко-далеко, на самый Дальний Восток. В тайгу. Ловить диверсантов… (Горб.).
Присоединение сообщений, которые противоречат основному высказыванию или являются неожиданным переходом «от одной, торжественной тональности к другой — бытовой, разговорной» (Л. А. Булаховский), создает комизм ситуации, характера, положения и т. д. Этот прием особенно часто используется в фельетонах. Приводим примеры из газет:
А рядом высится пустующий замок Каспара, который давно обещали отдать пионерам, да вот никак не могут расколдовать его. — А вы бы Хоттабыча пригласили,— посоветовал я. Оказывается, приглашали. Прилетал из Москвы. На ИЛ-18. Прямым рейсом; Можно пронять стяжателя, упечь очковтирателя, уволить бюрократа, усовестить- подхалима, заставить донжуана обзавестись семьей. Но упразднить лишнюю контору… Это уж, извините. Столкнулся с такой проблемой — пиши пропало. Или пиши заявление о переводе в очеркисты. В общем, пиши что хочешь. Только не фельетон; Представьте себе, что после премьеры, ну, скажем, «Евгения Онегина», директор театра собирает творческий коллектив и держит такую речь: — Приветствую и поздравляю вас с удачным спектаклем. Теперь, когда все его приняли и положительные рецензии уже появились, пора подумать о некоторых мероприятиях. Декорации кое-какие, я думаю, можно убрать: пригодятся в другой премьере, гостей в доме Лариных урезать, отдельные костюмы использовать в постановках на современные темы. Да и этого… Как его?… Ленского можно сократить. Пусть Онегин сам с. собою стреляется. По совместительству…; На алешинской «Палатке» билетеры у каждого зрителя пульс проверяют, одновременно вместе с программками рецепты раздают. Настоящие. От гриппа, ангины, коли- ков. Кому какой попадет. В редакцию приходит молодой человек, который претендует на звание литератора. Потому хотя бы, что в авоське он принес и выложил на стол четыре общих тетради в коленкоровом переплете. Это роман. В стихах. А стихи все в таком роде…

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов